Концепция построения глоссария по информационным технологиям на основе принципов философии техники

  • Olga Maksimovna Korchazhkina Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" Российской академии наук http://orcid.org/0000-0002-0020-4914

Аннотация

В статье излагается концепция построения толкового словаря по информационным технологиям, основанная на антропологических принципах философии техники – области философских исследований, занимающихся осмыслением природы техники и оценкой её воздействия на общество, культуру и человека. Важность подобного подхода продиктована нарастанием деструктивных воздействий Четвёртой промышленной революции на развитие ряда научных областей и социальных структур, связанных с воспитанием нового поколения граждан, их образованием, поиском ориентиров в будущей профессиональной деятельности, формированием гражданской идентичности, являющейся основой целостной личности.
Определённого рода ограничением современных глоссариев по информационным технологиям (ИТ) является их чисто технический характер, что отвечало запросам информационного общества на этапе его становления. Однако по мере развития ИТ, а вместе с ними и роста как позитивных тенденций, так и негативного воздействия новых средств коммуникации на человека, стали возникать и всё чаще использоваться понятия, отражающие, с одной стороны, новые направления развития ИТ и связанные с ними проблемы, а с другой – гуманитарные аспекты «человеко-машинного» взаимодействия. Эти термины, как правило, не представлены в словарях, что может явиться причиной их неоднозначного толкования, недостаточного понимания и часто некорректного использования. 
В связи с этими факторами возникает необходимость в создании «проблемно-ориентированного» глоссария по ИТ, отражающего не решённые или не до конца определяемые проблемы как технологического, так и гуманитарного (антропологического и аксиологического) свойства. Подобные словари могут быть построены по семиотическому принципу – с опорой на три постулата семиосферы взаимодействия человека с новыми технологиями, выделенные Ю.М. Лотманом: пересекающиеся языковые коды, понятный сюжет поведения и общее проблемное поле интеллектуальной деятельности.


 


Сведения об авторе

Olga Maksimovna Korchazhkina, Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" Российской академии наук

старший научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга, кандидат технических наук

Литература

1. Iaccarino M. Science and ethics. EMBO Reports. 2001;2(9):747-750. doi: https://doi.org/10.1093/embo-reports/kve191
2. Mokyr J. The Intellectual Origins of Modern Economic Growth. The Journal of Economic History. 2005;65(2):285-351. Available at: http://www.jstor.org/stable/3875064 (accessed 17.11.2022).
3. Kuznetsov D., Popov G. Current Anthropological Paradigm and "Anthropological Turning" of Engineering Education. Proceedings of the XXII World Congress of Philosophy. 2008;37:151-160. doi: https://doi.org/10.5840/wcp22200837476
4. Moreno J.C., Vinck D. Encounters between Philosophy of Science, Philosophy of Technology and STS. Revue d anthropologie des connaissances. 2021;15(2)1-25. (In Fr.) doi: https://doi.org/10.4000/rac.23127
5. Danaher J., Sætra H.S. Technology and moral change: the transformation of truth and trust. Ethics and Information Technology. 2022;24(3):35. doi: https://doi.org/10.1007/s10676-022-09661-y
6. Roncallo-Dow S., Scolari C.A. Marshall McLuhan: The Possibility of Re-Reading His Notion of Medium. Philosophies. 2016;1(2):141-152. doi: https://doi.org/10.3390/philosophies1020141
7. Lyons J.B., Sycara K., Lewis M., Capiola A. Human-Autonomy Teaming: Definitions, Debates, and Directions. Frontiersin Psychology.2021;12:589585. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.589585
8. Wittenberg C. Human-CPS Interaction ‒ requirements and human-machine interaction methods for the Industry 4.0. IFAC-Papers OnLine. 2016;49(19):420-425. doi: https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2016.10.602
9. Mulder M., Pool D.M., Abbink D.A., Boer E.R., van Paassen M.M. Fundamental Issues in Manual Control Cybernetics. IFAC-Papers OnLine. 2016;49(19):1-6. doi: https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2016.10.429
10. Wlodarczyk A., Stacewicz P. Modeling in the Context of Computer Science ‒ A Methodological Approach. Studies in Logic, Grammar and Rhetoric. 2010;20:33. Available at: https://ssrn.com/abstract=2027031 (accessed 17.11.2022).
11. Rickberg M. Lotmanian Perspective on Complexity in Cultural Systems. Semiotika. 2022;17:77-109. doi: https://doi.org/10.15388/Semiotika.2022.26
12. Van der Veer Martens B. On thresholds: signs, symbols and significance. Journal of Documentation. 2023;79(4):1006-1026. doi: https://doi.org/10.1108/JD-08-2022-0168
13. Mainzer K. Thinking in Complexity: The Computational Dynamics of Matter, Mind, and Mankind. Heidelberg: Springer Berlin; 2007. 482 p. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-540-72228-1
14. Schmidt J.W., Sehring H.W., Skusa M., Wienberg A. Subject-Oriented Work: Lessons Learned from an Interdisciplinary Content Management Project. In: Caplinskas A., Eder J. (Eds.) Advances in Databases and Information Systems. ADBIS 2001. Lecture Notes in Computer Science. Vol. 2151. Berlin, Heidelberg: Springer; 2001. p. 3-26. doi: https://doi.org/10.1007/3-540-44803-9_3
15. Jabareen Y. Building a Conceptual Framework: Philosophy, Definitions, and Procedure. International Journal of Qualitative Methods. 2009;8(4):49-62. doi: https://doi.org/10.1177/160940690900800406
16. Golitsina O.L., Kupriyanov V.M., Maksimov N.V. Information and technological solutions applied for knowledge-management tasks. Scientific and Technical Information Processing. 2015;42(3):150-161. doi: https://doi.org/10.3103/S0147688215030077
17. Alabed A., Javornik A., Gregory-Smith D. AI anthropomorphism and its effect on users' self-congruence and self AI integration: A theoretical framework and research agenda. Technological Forecasting and Social Change. 2022;182:121786. doi: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2022.121786
18. Watson D. The Rhetoric and Reality of Anthropomorphism in Artificial Intelligence. Minds & Machines. 2019;29(3):417-440. doi: https://doi.org/10.1007/s11023-019-09506-6
19. Quandt M., Stern H., Zeitler W., Freitag M. Human-Centered Design of Cognitive Assistance Systems for Industrial Work. Procedia CIRP. 2022;107:233-238. doi: https://doi.org/10.1016/j.procir.2022.04.039
20. Castells M. The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society, and Culture. John Wiley & Sons; 2010. 656 p. doi: https://doi.org/10.1002/9781444319514
21. Pylkin A., Serkova V., Petrov M., Pylkina M. Information Hygiene as Prevention of Destructive Impacts of Digital Environment. In: Bylieva D., Nordmann A., Shipunova O., Volkova V. (Eds.) Knowledge in the Information Society. PCSF CSIS 2020 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 184. Cham: Springer; 2021. p. 30-37. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-65857-1_4
22. Binder J.F., Kenyon J. Terrorism and the internet: How dangerous is online radicalization? Frontiers in Psychology. 2022;13:997390. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.997390
23. Ladd T., Jelezko F., Laflamme R., Nakamura Y., Monroe C., O Brien J.L. Quantum computers. Nature. 2010;464:45-53. doi: https://doi.org/10.1038/nature08812
24. Lieto A., Bhatt M., Oltramari A., Vernon D. The role of cognitive architectures in general artificial intelligence. Cognitive Systems Research. 2018;48:1-3. doi: https://doi.org/10.1016/j.cogsys.2017.08.003
25. Stahl B.C. Ethical Issues of AI. In: Artificial Intelligence for a Better Future. Springer Briefs in Research and Innovation Governance. Cham: Springer; 2021. p. 35-53. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-69978-9_4
Опубликована
2023-03-30
Как цитировать
KORCHAZHKINA, Olga Maksimovna. Концепция построения глоссария по информационным технологиям на основе принципов философии техники. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 1, p. 36-44, mar. 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/939>. Дата доступа: 26 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.019.202301.036-044.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение