Методика обучения информационным технологиям будущих ИТ-специалистов, формирующая гибкие навыки

  • Elena Vasilyevna Kasyanova Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева http://orcid.org/0000-0002-9701-1624
  • Konstantin Vladimirovich Safonov Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева http://orcid.org/0000-0003-0405-3065

Аннотация

В статье рассматриваются гибкие навыки будущих ИТ-бакалавров, профессионально-значимые при разработке командных ИТ-проектов. Авторами выявлено, что универсальные компетенции, в которых заинтересованы ИТ-компании недостаточно формируются у будущих ИТ-специалистов в высших учебных заведениях, что создает проблемы в их дальнейшей профессиональной деятельности. Для выявления причин был проведен анализ индикаторов проявления личностных (метапредметных) результатов среднего образования и универсальных компетенций ФГОС ВО 3++. Определены дефициты, приводящие к перекосу в преемственности личностных (метапредметных) результатов среднего образования и освоения универсальных компетенций в вузе. Исследован профессиональный  стандарт 016 - «Руководитель проектов в области информационных технологий» на предмет сопряжения требований трудовых действий с универсальными компетенциями ФГОС ВО 3++. В результате выявлены универсальные компетенции, являющиеся профессионально значимыми для эффективной профессиональной деятельности будущих ИТ-бакалавров в плане реализации командных ИТ-проектов в условиях удаленной работы, налаживания продуктивных коммуникаций внутри ИТ-команды и с заказчиком программного продукта, а также непрерывного саморазвития ИТ-специалистов. Предложена методика обучения информационным технологиям, формирующая профессионально значимые универсальные компетенции будущих ИТ-специалистов на основе командных медиаобразовательных проектов. Рассмотрены цифровые инструменты, осваиваемые студентами на каждом этапе разработки медиаобразовательного проекта, и позволяющие формировать как гибкие навыки будущих ИТ-специалистов, востребованные на рынке труда, так  и профессиональные навыки, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Методика учитывает индивидуальное распределение ролей в проектной команде и реализуется на первом курсе при обучении информационным технологиям. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей, моделирующих профессиональные задачи, а также для обеспечения повышения качества подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере ИТ.

Сведения об авторах

Elena Vasilyevna Kasyanova, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

доцент кафедры информационно-управляющих систем Института информатики и телекоммуникаций

Konstantin Vladimirovich Safonov, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

заведующий кафедрой прикладной математики Института информатики и телекоммуникаций, доктор физико-математических наук, профессор

Опубликована
2023-03-30
Как цитировать
KASYANOVA, Elena Vasilyevna; SAFONOV, Konstantin Vladimirovich. Методика обучения информационным технологиям будущих ИТ-специалистов, формирующая гибкие навыки. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 1, mar. 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/940>. Дата доступа: 04 june 2023
Раздел
ИT-образование: методология, методическое обеспечение