Методика обучения информационным технологиям будущих ИТ-специалистов, формирующая гибкие навыки
Аннотация
В статье рассматриваются гибкие навыки будущих ИТ-бакалавров, профессионально-значимые при разработке командных ИТ-проектов. Авторами выявлено, что универсальные компетенции, в которых заинтересованы ИТ-компании недостаточно формируются у будущих ИТ-специалистов в высших учебных заведениях, что создает проблемы в их дальнейшей профессиональной деятельности. Для выявления причин был проведен анализ индикаторов проявления личностных (метапредметных) результатов среднего образования и универсальных компетенций ФГОС ВО 3++. Определены дефициты, приводящие к перекосу в преемственности личностных (метапредметных) результатов среднего образования и освоения универсальных компетенций в вузе. Исследован профессиональный стандарт 016 - «Руководитель проектов в области информационных технологий» на предмет сопряжения требований трудовых действий с универсальными компетенциями ФГОС ВО 3++. В результате выявлены универсальные компетенции, являющиеся профессионально значимыми для эффективной профессиональной деятельности будущих ИТ-бакалавров в плане реализации командных ИТ-проектов в условиях удаленной работы, налаживания продуктивных коммуникаций внутри ИТ-команды и с заказчиком программного продукта, а также непрерывного саморазвития ИТ-специалистов. Предложена методика обучения информационным технологиям, формирующая профессионально значимые универсальные компетенции будущих ИТ-специалистов на основе командных медиаобразовательных проектов. Рассмотрены цифровые инструменты, осваиваемые студентами на каждом этапе разработки медиаобразовательного проекта, и позволяющие формировать как гибкие навыки будущих ИТ-специалистов, востребованные на рынке труда, так и профессиональные навыки, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Методика учитывает индивидуальное распределение ролей в проектной команде и реализуется на первом курсе при обучении информационным технологиям. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей, моделирующих профессиональные задачи, а также для обеспечения повышения качества подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере ИТ.
Литература
2. Finch D.J., Hamilton L.K., Baldwin R., Zehner M. An exploratory study of factors affectingundergraduate employability. Education + Training. 2013;55(7):681-704. doi: https://doi.org/10.1108/ET-07-2012-0077
3. Ahmed F., Capretz L.F., Bouktif S., Campbell P. Soft Skills and Software Development: A Reflection from Software Industry. International Journal of Information Processing and Management. 2013;4(3):171-191. doi: https://doi.org/10.4156/ijipm.vol14.issue3.17
4. Tsalikova I.K., Pakhotina S.V. Scientific Research on the Issue of Soft Skills Development (Review of the Data in International Databases of Scopus, Web of Science). The Education and science journal. 2019;21(8):187-207. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207
5. Bondareva L.V., Potemkina T.V., Saulembekova G.S. The Effect of Soft Skills on the Successful Employment of Future Engineers: Self-Evaluation Results. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2021;30(12):59-74. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-59-74
6. Yatsenko V.V., Naidis I.O. Communicative Competency & Competence: Retrospective Analysis and Modern Realities. Competency (Russia). 2020;(1):9-17. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.24411/1993-8780-2020-1-0103
7. Kalyazina E.G. Digital Management in Projects. Kreativnaya ekonomika = Creative Economy. 2021;15(12):4747-4766. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.18334/ce.15.12.113858
8. Karakozov S.D., Khudzhina M.V., Borisov S.B., ButkoE.Yu. Organization of interaction between the university and employers in teaching students the development and implementation of IT projects. Informatika i obrazovanie = Informatics and Education. 2019;(9):20-28. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-9-20-28
9. Vaseva E.S., Buzhinskaya N.V. Sistema otsenivaniya kompetentsi i komandnoj raboty budushhikh spetsialistov IT-sfery [The system for assessing the teamwork competency of future IT specialists]. Informatika i obrazovanie = Informatics and Education. 2020;(9):20-27. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-9-20-27
10. Osipova S.I., Gafurova N.V., Rudnitsky E.A. Formation of Soft skills in the conditions of social and public practices of students in the Implementation of the educational program in the ideology of the CDIO International initiative. Perspectives of Science and Education. 2019;(4):91-101. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.32744/pse.2019.4.8
11. Isaev A.P., Plotnikov L.V. Soft Skills for a Successful Engineering Graduate Career. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2021;30(10):63-77. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-63-77
12. Semenov A.L. Productive education of extended human in the transparent world on digital platform. The Herzen University Studies: Psychology in Education. 2020;(3):590-596. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-27
13. Illarionova V.I., Soloveva A.A., Fedorova T.N. Project activity and its role in improving motivation for reading for trainings. In: Berdnikova T.A. (Ed.) Proceedings of the International Conference on Russian Language and Literature in the Modern Educational Space: Dialogue of Cultures. Yakutsk: Centr nauchnogo sotrudnichestva "Interaktivpljus"; 2018. p. 154-155. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32586627 (accessed 08.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
14. Isayeva S.E., Okazova Z.P. Organization of project and research activities of students in a modern school. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018;7(3):112-114. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35707753 (accessed 08.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
15. Lazarev V.S. Project Activities at School: Unused Opportunities. Voprosy Obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2015;(3):292-307. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-292-307
16. Ledovskaya T.V., Solynin N.E. Main approaches for assessing results of development of the main educational programs by higher education institution students. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2019;(1):49-55. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10277
17. Zakieva R.R. Research methodology for measuring the formation of universal, general professional and professional competencies of students of technical universities. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2021;(46):28-44. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=46625228 (accessed 08.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
18. Koklevsky A.V. Complex method of formation of polyprofessional competences of graduate of modern university for sustainable development. Journal of the Belarusian State University. Journalism and Pedagogics. 2019;(1):117-127. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=38538203 (accessed 08.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
19. Ermakova Zh.A. Training Specialists for the Digital Economy in Orenburg State University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2019;28(7):129-138. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-129-138
20. Zhbankova V.A. Identification of problems of future economists professional development in secondary vocational education institutions. Man and Education. 2023;(1):95-104. (In Russ., abstract in Eng.) doi: http://dx.doi.org/ 10.54884/S181570410025136-4
21. Grebneva D.M., Vaseva E.S., Buzhinskaja N.V. Formation of the competence of self-organizationin the process of training the future IT specialist. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020;(5):75-81. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-5-116-75-81
22. Kasyanova E.V., Safonov K.V. Methodology for development of student media competence by means of media educational projects. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University Named After V.P. Astafyev. 2020;52(2):46-57. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-199
23. Kasyanova E.V., Safonov K.V. Features of forming ICT-competence of future IT-engineers through media educational projects. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya = World of Science, Culture and Education. 2021;(4):201-204. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-489-201-204
24. Kasyanova E. V., Rudakova G. M., Rezova N. L. Center of Mass Media as Basis for Interaction of the School Public. In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Vol. 90. Krasnoyarsk: European Proceedings; 2020. p. 726-735. doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.03.85
25. Korableva E., Pluzhnikova N., Polyanskaya J. Soft Skills in IT-Education as a Condition of Competitive Ability in Information-Oriented Society. In: Balandin S., Deart V., Tyutina T. (Eds.) Proceedings of the 24th Conference of Open Innovations Association FRUCT (FRUCT'24). Vol. 24, issue 2. Article number: 90. Helsinki, Uusimaa, Finland: FRUCT Oy; 2019. p. 639-643. Available at: https://fruct.org/publications/volume-24/acm24/files/Kor.pdf (accessed 08.11.2022).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.