Контроль вовлеченности в интерактивное взаимодействие пользователя образовательных веб-сервисов на основе анализа реакций

Аннотация

Современные цифровые платформы предоставляют большое количество веб-сервисов для обучения и профессионального роста. В большинстве случаев образовательные веб-сервисы контролируют только доступ при подключении к ресурсам и платформам. Для образовательных и иных ресурсов (интернет-опросы, онлайн-исследования), которые характеризуются интерактивным взаимодействием с платформой, важно контролировать вовлеченность пользователя. Характеристикой вовлеченности может служить время задержки на элементах веб-интерфейса. Это время требуется на усвоение материала, прочтение текста задачи или теста. Существует два распространенных типа пользователей с «неестественными» реакциями: бот (робот) и пользователь-кликер. Последний, хоть и является человеком, но не вовлечен в интерактивный процесс взаимодействия с ресурсом. Кликер просто прощелкивает все вопросы, тексты и прочие элементы интерфейса веб-сервиса. Таким образом, контроль вовлеченности в интерактивный процесс взаимодействия с веб-ресурсом должен выявлять ботов и кликеров, их также требуется удалить при проведении онлайн-исследований и опросов. На основе гипотезы о хаотичности динамики временного ряда в качестве показателя контроля вовлеченности в интерактивное взаимодействие выбран максимальный характеристический показатель Ляпунова, вычисленный для временного ряда, сформированного из времени реакций пользователей при длительной работе с веб-интерфейсами. Особенностью предложенного контроля вовлеченности является высокая скорость и разработанность алгоритмов вычисления максимального показателя Ляпунова. Приведены результаты экспериментальных исследований на большом объеме данных, демонстрирующие применимость выбранной характеристики для выявления ботов и кликеров.

Сведения об авторах

Evgeny Vitalyevich Nikulchev, МИРЭА – Российский технологический университет

профессор кафедры цифровых технологий обработки данных, доктор технических наук, профессор, профессор РАО

Alexander Alekseevich Gusev, Кубанский государственный технологический университет

старший научный сотрудник НОЦ перспективных технологий и наноматериалов, кандидат технических наук

Nurzia Shapievna Gazanova, МИРЭА – Российский технологический университет

старший преподаватель кафедры интеллектуальных систем информационной безопасности

Shamil Gasanguseinovich Magomedov, МИРЭА – Российский технологический университет

заведующий кафедрой интеллектуальных систем информационной безопасности, кандидат технических наук, доцент

Опубликована
2023-06-30
Как цитировать
NIKULCHEV, Evgeny Vitalyevich et al. Контроль вовлеченности в интерактивное взаимодействие пользователя образовательных веб-сервисов на основе анализа реакций. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 2, p. 489-497, june 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/979>. Дата доступа: 22 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.019.202302.489-497.
Раздел
Образовательные ресурсы и лучшая практика ИТ-образования