Универсальная энциклопедическая платформа работы со знанием

  • Alexei Lvovich Semenov Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" http://orcid.org/0000-0002-1785-2387
  • Eugeny Naumovich Raevsky Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова http://orcid.org/0000-0002-0119-6418
  • Alexander Sergeevich Bubnov Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова http://orcid.org/0000-0001-6320-2804
  • Igor Yuryevich Grishin Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова http://orcid.org/0000-0001-5839-1858
  • Anatoly Viktorovich Gulyaev Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова http://orcid.org/0000-0003-2821-2753
  • Irina Mikhailovna Kobozeva Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова http://orcid.org/0000-0003-4214-2878

Аннотация

Стремительная экспансия цифрового пространства, охватывающая всю жизнь современного общества, сопровождается взрывным ростом информационных потоков. Этот процесс особенно затрагивает образовательную среду, для которой обмен информацией является принципом существования. Платформа, рассматриваемая в статье, позволяет унифицировать форматы создаваемой и хранимой информации, обеспечивая создание единой многоуровневой цифровой образовательной среды. На этой платформе строится информационная система "Ковчег знаний МГУ", представляющий собой научную онлайн-библиотеку, содержащую лекции, учебники, научные статьи и сетевую энциклопедию по различным областям знаний, а также хранилище мультимедийных данных. Материалы Ковчега, формируемые университетским экспертным сообществом, являются важным источником информации для создания энциклопедических статей на портале "Большая российская энциклопедия".

Сведения об авторах

Alexei Lvovich Semenov, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета МГУ; профессор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ, академик РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор

Eugeny Naumovich Raevsky, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

ведущий программист лаборатории программного обеспечения вычислительного практикума факультетa вычислительной математики и кибернетики

Alexander Sergeevich Bubnov, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

руководитель разработки программной системы, программист лаборатории программного оборудования факультета вычислительной математики и кибернетики

Igor Yuryevich Grishin, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

главный научный сотрудник Лаборатории инженерии знаний Института математического исследования сложных систем, доктор технических наук, профессор

Anatoly Viktorovich Gulyaev, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

заведующий лабораторией программного обеспечения вычислительного практикума факультета вычислительной математики и кибернетики, кандидат физико-математических наук, доцент

Irina Mikhailovna Kobozeva, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета, доктор филологических наук, доцент

Литература

1. Moor J. The Dartmouth College Artificial Intelligence Conference: The Next Fifty years. AI Magazine. 2006;27(4):87-91. https://doi.org/10.1609/aimag.v27i4.1911
2. Semenov A.L. Artificial Intelligence in Society. DokladyMathematics. 2023;108(2):S168-S178. https://doi.org/10.1134/S106456242355001X
3. McCarthy A.M., Maor D., McConney A. Cavanaugh C. Digital transformation in education: Critical components for leaders of system change. Social Sciences & Humanities Open. 2023;8(1):100479. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2023.100479
4. Oliveira K.K.S., Souza R.A.C. Digital Transformation towards Education 4.0. Informatics in Education. 2022;21(2):283-309. https://doi.org/10.15388/infedu.2022.13
5. Plekhanov D., Franke H., Netland T.H. Digital transformation: A review and research agenda. European Management Journal. 2023;41(6):821-844. https://doi.org/10.1016/j.emj.2022.09.007
6. Semenov A.L., Ziskin K.E. Expanded Personality as the Main Entity and Subject of Philosophical Analysis: Implications for Education. DokladyMathematics. 2023;108(4):331-341. https://doi.org/10.1134/S1064562423700965
7. Asmolov A., Guseltseva M. Education As A Space Of Opportunities: From Human Capital To Human Potential. In: Martsinkovskaya T., Orestova V.R. (Eds.) Psychology of Subculture: Phenomenology and Contemporary Tendencies of Development. Vol. 64. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy; 2019. p. 40-45. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.6
8. Kleinke S. Wikipedia: quotations at the interface of encyclopedic and participatory practices. Journal of Pragmatics. 2020;157:119-130. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.07.011
9. Piccardi T., West R., Redi M., Colavizza G. Quantifying Engagement with Citations on Wikipedia. (Part 1). Scientific and Technical Libraries. 2020;(9):95-120. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-9-95-108
10. Piccardi T., West R., Redi M., Colavizza G. Quantifying Engagement with Citations on Wikipedia. (Part 2) (The translation and original text of the article are presented). Scientific and Technical Libraries. 2020;(10):63-86. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-10-63-76
11. Piccardi T., West R., Redi M., Colavizza G. Quantifying Engagement with Citations on Wikipedia. (Part 3). Scientific and Technical Libraries. 2020;(11):147-164. EDN: QSMNKJ
12. Shenoy K., Ilievski F., Garijo D., Schwabe D., Szekely P. A study of the quality of Wikidata. Journal of Web Semantics. 2022;72:100679. https://doi.org/10.1016/j.websem.2021.100679
13. Hussain M.J., Wasti S.H., Huang G., Wei L., Jiang Y., Tang Y. An approach for measuring semantic similarity between Wikipedia concepts using multiple inheritances. Information Processing & Management. 2020;57(3):102188. https://doi.org/10.1016/j.ipm.2019.102188
14. Mostafa M.M. Twenty years of Wikipedia in scholarly publications: a bibliometric network analysis of the thematic and citation landscape. Quality & Quantity. 2023;57(6):5623-5653. https://doi.org/10.1007/s11135-023-01626-7
15. Gulyaev A.V., Bubnov A.S., Raevsky E.N. MediaWiki as a Tool for Creating a Digital University Model. Modern Information Technologies and IT-Education. 2021;17(1):200-207. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202101.736
16. Abdulameer A.S., Tiun S., Sani N.S. Ayob M., Taha A.Y. Enhanced clustering models with wiki-based k-nearest neighbors-based representation for web search result clustering. Journal of King Saud University Computer and Information Sciences. 2022;34(3):840-850. https://doi.org/10.1016/j.jksuci.2020.02.003
17. Rogushina Ju. Processing of Wiki Resource Semantics on Base of Ontological Analysis. In: Golenkov V., et al. (eds.) Open Semantic Technologies for Intelligent Systems. OSTIS 2018. Vol. 8. Minsk: BSUIR; 2018. p. 159-162. EDN: YUCSAO
18. Chen P., Song J., Zhao M., Song L. Building Discipline Knowledge Repository Based on Wiki Technology. In: 2018 9th International Conference on Information Technology in Medicine and Education (ITME). Hangzhou, China: IEEE Computer Society; 2018. p. 407-410. https://doi.org/10.1109/ITME.2018.00097
19. Petrucco C., Ferranti . Wikipedia as OER: the "Learning with Wikipedia" project. Journal of E-Learning and Knowledge Society. 2020;16(4):38-45. https://doi.org/10.20368/1971-8829/1135322
20. Goryachko V.V., Bubnov A.S., Raevskij E.V., Semenov A.L. Digital Ark of Knowledge. Doklady Mathematics. 2022;106(1):S113-S117. https://doi.org/10.1134/S1064562422060096
21. Semenov A., Soprunov S., Uspensky V. The Lattice of Definability. Origins, Recent Developments, and Further Directions. In: Hirsch E.A., Kuznetsov S.O., Pin J.É., Vereshchagin N.K. (eds) Computer Science Theory and Applications. CSR 2014. Lecture Notes in Computer Science. Vol. 8476. Cham: Springer; 2014. p. 23-38. https://doi.org/10.1007/978-3-319-06686-8_3
22. Oleynik A.G., Lomov P.A. Development of the ontology of integrated knowledge space. Ontology of designing. 2016;6(4):465-474. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18287/2223-9537-2016-6-4-465-474
23. Ponkin I.V. Ontologies as a Toolkit for Practical Analytics. International Journal of Open Information Technologies. 2023;11(2):77-84. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: WMOTBT
24. Guarino N., Oberle D., Staab S. What Is an Ontology? In: Staab S., Studer R. (eds.) Handbook on Ontologies. International Handbooks on Information Systems. Berlin, Heidelberg: Springer; 2009. p. 1-17. https://doi.org/10.1007/978-3-540-92673-3_0
25. Teixeira M.S., Welt M., Chis R., Glimm B. Challenges on Deriving Planning Problems from Ontologies. CEUR Workshop Proceedings. 2023;3493:1-6. Available at: https://ceur-ws.org/Vol-3493/short-paper-1.pdf (accessed 12.07.2023).
Опубликована
2023-10-15
Как цитировать
SEMENOV, Alexei Lvovich et al. Универсальная энциклопедическая платформа работы со знанием. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 3, p. 696-703, oct. 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/1015>. Дата доступа: 21 nov. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.019.202303.696-703.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение