ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗА ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЧЕТКО-ГРАНУЛИРОВАННОГО ПОДХОДА
Аннотация
В работе исследованы основные проблемы, с которыми приходиться сталкиваться специалистам в процессе выбора интеллектуальных рабочих мест (ИРМ), которые связаны с особенностями исходных данных, неточной формулировкой технического задания на систему, отсутствием единого критерия эффективности ИРМ. Рассмотрен подход к формированию ИРМ при создании электронной информационно-образовательной среды вуза с использованием математического аппарата нечетких множеств. На основе стандартного перечня характеристик предложена единая структура требований, позволяющая учитывать особенности ИРМ, как элемента автоматизированного обучения, так и особенности решения задач обработки учебной и управленческой информации. Наиболее существенными из требованиями является: быстродействие ИРМ, гибкость, универсальность и совместимость с системами управления и лабораторным оборудованием. При решении задачи выбора ИРМ для обработки учебной и управленческой информации предложено формализовать обобщенные требования в виде лингвистических оценок с использованием аппарата теории нечетких множеств и использовать структуру данных для представления параметров и требований к ИРМ. Разработан нечетко-множественный подход, позволяющий оценить сформированное ИРМ на основе предложенной структуры требований. Для описания информационного пространства предложена комбинация подходов логико-лингвистического моделирования с использованием аппарата общей теории неопределенности и методики НЕ – факторов. Полученные оценки были агрегированы в итоговую оценку ИРМ. Предложенное моделирование позволяет устанавливать нечетко -множественную связь между входными параметрами ИРМ и ее соответствием предложенной системой требований. Полученные в работе результаты, позволяют формировать информационный образ выпускника современного вуза с использованием ИРМ.
Литература
[2] Robert I.V. Theory and method of informatization of education. Psycho-pedagogical and technological aspects. Moscow: BINOM. Laboratory of knowledge, 2014. 398 p. (In Russian)
[3] Bezuevskaja V.A. Сompetitions of University development programs: unreal reality. Innovative Development of Economy. 2018; 1(43):425-429. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32768723 (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[4] Lezhebokov A.A., Gladkov L.A. Teacher's workstation with intellectual support. Programmnye Produkty i Sistemy = Software & Systems. 2005; 4:48-50. Available at: http://www.swsys.ru/index.php?page=article&id=493&lang= (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[5] UNESCO IITE’s Medium-Term Strategy for 2018-2021. M.: UNESCO Institute for Information Technolo-gies in Education, 2018. 27 p. Available at: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2018/03/IITE-Mid-Term-Strategy-2018-2021.pdf (accessed 21.04.2018).
[6] Prokopchina S.V. Create a developing information technologies regular’s based on the Bayesian approach. Proceedings of the International Conference on soft computing and measurements "SCM-2005". St. Petersburg, рр. 48-57, 2005. (In Russian)
[7] Gavrilova T.A., Khoroshevsky V.F. Knowledge base of intelligent systems. St. Petersburg, 2000. 384 p. (In Russian)
[8] Razumovsky D.V. Process quality e-Learning factors. Open Education. 2009; 2:79-85. (In Russian)
[9] Kureichik V.V., Bova V.V., Nuzhnov E.V., Rodzin S.I. The integrated tool environment of innovative educational processes supporting. Open Education. 2010; 4:101-111. (In Russian)
[10] Kramarov S.O. On the competitiveness of higher education in Russia (distance-learning round table). Vestnik Analitiki. 2010; 3:92-97. (In Russian)
[11] Lebedeva I.E., Okhotnikova N.V., Potapova E.A. Electronic educational environment of high school: the requirements, capabilities, experience and perspectives of application. World of Science. Pedagogy and psychology. 2016; 4(2):57PDMN216. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN216.pdf (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[12] Kudrina E.V., Anofrikova N.S. Functioning electronic information and education process in SGU. Proceedings of the VIII International scientific-practical Conference: Information technologies in education "ITO-Saratov-2016". pp. 368-372, 2016. (In Russian)
[13] Kudrina E.V., Ogneva M.V. Remote support face-to-face learning using MOODLE platform. Proceedings of the Second all-Russian scientific-practical Conference "Basic science and education" (Biysk, 30 January -1 February 2008). Biysk: V.M. Shukshin’s University, pp. 271-273, 2008. (In Russian)
[14] Kramarov S.O., Sokolov S.V., Sokolov S.М., Taran V.N. Methods of analysis and synthesis system intelligently-adaptive control. M.: INFRA-M, 2016. 238 p. (In Russian)
[15] Kramarov S.O., Ignatenko Yu.P., Cai A.V. Create effective protection information university’s in the corporative space. Proceedings of the Interuniversity scientific-practical Conference "New information technologies-training space in e-learning: content, problems, and prospects" (Azov, April, 2007). Azov: AzovPechat, pp. 11-18, 2007. (In Russian)
[16] Kramarov S., Shakharova L., Khramov V. Soft computing in management: management of complex multivariate systems based on fuzzy analog controllers. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2017; 3(19):42-51. (In Russian) DOI: 10.31775/2305-3100-2017-3-42-51
[17] Kramarov S.O., Mitjasova O.Yu., Sokolov S.V., Tishchenko E.N., Shevchuk P.S. Cryptographic protection of information. S.O. Kramarov (Ed). М.: INFRA-M, 2018. 321 p. DOI: https://doi.org/10.12737/1716-6 (In Russian)
[18] Kramarov S., Temkin I., Khramov V. The principles of formation of united geo-informational space based on fuzzy triangulation. Procedia Computer Science. 2017; 120:835-843. DOI: 10.1016/j.procs.2017.11.315
[19] Vovchenko N., Kramarov S., Sokolova O., Bocharov A. The realization of elastic fuzzy operators based on optic-electronic technology. Procedia Computer Science. 2017; 120:844-847. DOI: 10.1016/j.procs.2017.11.316
[20] Groshev A.R., Pelihov N.V., Rodionov A.V. Designing of the educational products focused on inquiries of regional business. Journal University Management: Practice and Analysis. 2009; 6(64):44-51. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=13502905 (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[21] Zaporozhets D.Yu., Kravchenko Yu.A., Lezhebokov А.А. Data mining methods in complex systems. The News of KBSC of RAS. 2013; 3:52. (In Russian)
[22] Kramarov S.O. Systematic approach in addressing the problems of regional informatization of education system. Proceedings of the South (Rostov) of informatization of education. Rostov-on-Don: RGPU, pp. 15-27, 2006. (In Russian)
[23] The concept of development of further education and youth policy in the Khanty-Mansi autonomous district-Yugra. ANO-DPO Otkrytoe Obrazovanie. Available at: http://www.opencu.ru/page/koncepcija-razvitija-dod-chmao (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[24] Nedosekin D.D., Prokopchina S.V., Chernavsky E.A. Intellectualization information technology measure-ment processes. SPb.: Energoatomizdat, 1995. 178 p.
[25] Kravchenko Y.A. Synthesis of heterogeneous knowledge based on ontologies. Izvestiya SFedU. Engineering Sciences. 2012; 11(136):216-221. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18225609 (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[26] Korneev V.V., Gareev A.F., Vasyutin S.V., Reich V.V. Database. Intelligent information processing. M.: Knowledge, 2003. 352 p. (In Russian)
[27] Kulinich A.A. Contingency, cognitive and semiotic approaches to decision-making in the organizations. Open Education. 2016; 6:9-17. DOI: 10.21686/1818-4243-2016-6-9-17 (In Russian)
[28] Narinjani A.S. Nedoopredeljonnost in submission and processing systems of knowledge. Izvestiya akademii nauk USSR. Tekhnicheskaya kibernetika = Engineering Cybernetics. 1986; 5:3-28. (In Russian)
[29] Narinjani A.S. Non-Factors: STATE OF ART. Scientific session MIFI. 2004; 3:26-30. (In Russian)
[30] Zadeh L.A. Fuzzy Sets. Information and Control. 1965; 8(3):338-353. DOI: 10.1016/S0019-9958(65)90241-X
[31] Zadeh L.A. Outline of a New Approach to the Analysis of Complex Systems and Decision Processes. IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics. 1973; SMC-3(1):28-44. DOI: 10.1109/TSMC.1973.5408575
[32] Pospelov D.A. Fuzzy sets in management models and artificial intelligence. M.: Nauka, Fizmatlit, 1986. 312 p. (In Russian)
[33] Tarassov V.B., Kalutskaya A.P., Svyatkina M.N. Granular, fuzzy and linguistic ontologies to enable mutu-al understanding between cognitive agents. Proceedings of the Second International. Scientific-Technical Conference Open Semantic Technologies for Intelligent Systems (OSTIS-2012). Minsk: BSUIR, pp. 267-278, 2012. Available at: http://conf.ostis.net/images/a/ad/Изданные_материалы_OSTIS-2012.pdf (accessed 21.04.2018). (In Russian)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.