ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗА ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЧЕТКО-ГРАНУЛИРОВАННОГО ПОДХОДА

Аннотация

В работе исследованы основные проблемы, с которыми приходиться сталкиваться специалистам в процессе выбора интеллектуальных рабочих мест (ИРМ), которые связаны с особенностями исходных данных, неточной формулировкой технического задания на систему, отсутствием единого критерия эффективности ИРМ. Рассмотрен подход к формированию ИРМ при создании электронной информационно-образовательной среды вуза с использованием математического аппарата нечетких множеств. На основе стандартного перечня характеристик предложена единая структура требований, позволяющая учитывать особенности ИРМ, как элемента автоматизированного обучения, так  и особенности решения задач обработки учебной и управленческой информации.  Наиболее существенными из требованиями является: быстродействие ИРМ, гибкость, универсальность и совместимость с системами управления и лабораторным оборудованием. При решении задачи выбора ИРМ для обработки учебной и управленческой информации предложено формализовать обобщенные требования в виде лингвистических оценок с использованием аппарата теории нечетких множеств и использовать структуру данных для представления параметров и требований к ИРМ. Разработан  нечетко-множественный подход, позволяющий  оценить сформированное ИРМ на основе предложенной структуры требований. Для описания информационного пространства предложена комбинация подходов логико-лингвистического моделирования с использованием аппарата общей теории неопределенности и методики НЕ – факторов. Полученные оценки были агрегированы в итоговую оценку ИРМ. Предложенное моделирование позволяет устанавливать нечетко -множественную связь между входными параметрами ИРМ и ее соответствием предложенной системой требований. Полученные в работе результаты, позволяют формировать информационный образ выпускника современного вуза с использованием ИРМ.

Сведения об авторе

Валерия Александровна Безуевская, Сургутский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по развитию, научной и инновационной работе

Литература

[1] Robert I.V. Developing educational standards, corresponding to modern requirements for the qualification of specialists in the field of automation and management. Proceedings of the International Symposium "Quality and Reliability". 25 May-31 May, 2006, Penza. PGU. Vol. 2, pp. 5-6, 2006. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15622584 (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[2] Robert I.V. Theory and method of informatization of education. Psycho-pedagogical and technological aspects. Moscow: BINOM. Laboratory of knowledge, 2014. 398 p. (In Russian)
[3] Bezuevskaja V.A. Сompetitions of University development programs: unreal reality. Innovative Development of Economy. 2018; 1(43):425-429. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32768723 (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[4] Lezhebokov A.A., Gladkov L.A. Teacher's workstation with intellectual support. Programmnye Produkty i Sistemy = Software & Systems. 2005; 4:48-50. Available at: http://www.swsys.ru/index.php?page=article&id=493&lang= (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[5] UNESCO IITE’s Medium-Term Strategy for 2018-2021. M.: UNESCO Institute for Information Technolo-gies in Education, 2018. 27 p. Available at: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2018/03/IITE-Mid-Term-Strategy-2018-2021.pdf (accessed 21.04.2018).
[6] Prokopchina S.V. Create a developing information technologies regular’s based on the Bayesian approach. Proceedings of the International Conference on soft computing and measurements "SCM-2005". St. Petersburg, рр. 48-57, 2005. (In Russian)
[7] Gavrilova T.A., Khoroshevsky V.F. Knowledge base of intelligent systems. St. Petersburg, 2000. 384 p. (In Russian)
[8] Razumovsky D.V. Process quality e-Learning factors. Open Education. 2009; 2:79-85. (In Russian)
[9] Kureichik V.V., Bova V.V., Nuzhnov E.V., Rodzin S.I. The integrated tool environment of innovative educational processes supporting. Open Education. 2010; 4:101-111. (In Russian)
[10] Kramarov S.O. On the competitiveness of higher education in Russia (distance-learning round table). Vestnik Analitiki. 2010; 3:92-97. (In Russian)
[11] Lebedeva I.E., Okhotnikova N.V., Potapova E.A. Electronic educational environment of high school: the requirements, capabilities, experience and perspectives of application. World of Science. Pedagogy and psychology. 2016; 4(2):57PDMN216. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN216.pdf (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[12] Kudrina E.V., Anofrikova N.S. Functioning electronic information and education process in SGU. Proceedings of the VIII International scientific-practical Conference: Information technologies in education "ITO-Saratov-2016". pp. 368-372, 2016. (In Russian)
[13] Kudrina E.V., Ogneva M.V. Remote support face-to-face learning using MOODLE platform. Proceedings of the Second all-Russian scientific-practical Conference "Basic science and education" (Biysk, 30 January -1 February 2008). Biysk: V.M. Shukshin’s University, pp. 271-273, 2008. (In Russian)
[14] Kramarov S.O., Sokolov S.V., Sokolov S.М., Taran V.N. Methods of analysis and synthesis system intelligently-adaptive control. M.: INFRA-M, 2016. 238 p. (In Russian)
[15] Kramarov S.O., Ignatenko Yu.P., Cai A.V. Create effective protection information university’s in the corporative space. Proceedings of the Interuniversity scientific-practical Conference "New information technologies-training space in e-learning: content, problems, and prospects" (Azov, April, 2007). Azov: AzovPechat, pp. 11-18, 2007. (In Russian)
[16] Kramarov S., Shakharova L., Khramov V. Soft computing in management: management of complex multivariate systems based on fuzzy analog controllers. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2017; 3(19):42-51. (In Russian) DOI: 10.31775/2305-3100-2017-3-42-51
[17] Kramarov S.O., Mitjasova O.Yu., Sokolov S.V., Tishchenko E.N., Shevchuk P.S. Cryptographic protection of information. S.O. Kramarov (Ed). М.: INFRA-M, 2018. 321 p. DOI: https://doi.org/10.12737/1716-6 (In Russian)
[18] Kramarov S., Temkin I., Khramov V. The principles of formation of united geo-informational space based on fuzzy triangulation. Procedia Computer Science. 2017; 120:835-843. DOI: 10.1016/j.procs.2017.11.315
[19] Vovchenko N., Kramarov S., Sokolova O., Bocharov A. The realization of elastic fuzzy operators based on optic-electronic technology. Procedia Computer Science. 2017; 120:844-847. DOI: 10.1016/j.procs.2017.11.316
[20] Groshev A.R., Pelihov N.V., Rodionov A.V. Designing of the educational products focused on inquiries of regional business. Journal University Management: Practice and Analysis. 2009; 6(64):44-51. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=13502905 (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[21] Zaporozhets D.Yu., Kravchenko Yu.A., Lezhebokov А.А. Data mining methods in complex systems. The News of KBSC of RAS. 2013; 3:52. (In Russian)
[22] Kramarov S.O. Systematic approach in addressing the problems of regional informatization of education system. Proceedings of the South (Rostov) of informatization of education. Rostov-on-Don: RGPU, pp. 15-27, 2006. (In Russian)
[23] The concept of development of further education and youth policy in the Khanty-Mansi autonomous district-Yugra. ANO-DPO Otkrytoe Obrazovanie. Available at: http://www.opencu.ru/page/koncepcija-razvitija-dod-chmao (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[24] Nedosekin D.D., Prokopchina S.V., Chernavsky E.A. Intellectualization information technology measure-ment processes. SPb.: Energoatomizdat, 1995. 178 p.
[25] Kravchenko Y.A. Synthesis of heterogeneous knowledge based on ontologies. Izvestiya SFedU. Engineering Sciences. 2012; 11(136):216-221. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18225609 (accessed 21.04.2018). (In Russian)
[26] Korneev V.V., Gareev A.F., Vasyutin S.V., Reich V.V. Database. Intelligent information processing. M.: Knowledge, 2003. 352 p. (In Russian)
[27] Kulinich A.A. Contingency, cognitive and semiotic approaches to decision-making in the organizations. Open Education. 2016; 6:9-17. DOI: 10.21686/1818-4243-2016-6-9-17 (In Russian)
[28] Narinjani A.S. Nedoopredeljonnost in submission and processing systems of knowledge. Izvestiya akademii nauk USSR. Tekhnicheskaya kibernetika = Engineering Cybernetics. 1986; 5:3-28. (In Russian)
[29] Narinjani A.S. Non-Factors: STATE OF ART. Scientific session MIFI. 2004; 3:26-30. (In Russian)
[30] Zadeh L.A. Fuzzy Sets. Information and Control. 1965; 8(3):338-353. DOI: 10.1016/S0019-9958(65)90241-X
[31] Zadeh L.A. Outline of a New Approach to the Analysis of Complex Systems and Decision Processes. IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics. 1973; SMC-3(1):28-44. DOI: 10.1109/TSMC.1973.5408575
[32] Pospelov D.A. Fuzzy sets in management models and artificial intelligence. M.: Nauka, Fizmatlit, 1986. 312 p. (In Russian)
[33] Tarassov V.B., Kalutskaya A.P., Svyatkina M.N. Granular, fuzzy and linguistic ontologies to enable mutu-al understanding between cognitive agents. Proceedings of the Second International. Scientific-Technical Conference Open Semantic Technologies for Intelligent Systems (OSTIS-2012). Minsk: BSUIR, pp. 267-278, 2012. Available at: http://conf.ostis.net/images/a/ad/Изданные_материалы_OSTIS-2012.pdf (accessed 21.04.2018). (In Russian)
Опубликована
2018-06-30
Как цитировать
БЕЗУЕВСКАЯ, Валерия Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗА ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЧЕТКО-ГРАНУЛИРОВАННОГО ПОДХОДА. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 14, n. 2, p. 472-479, june 2018. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/399>. Дата доступа: 22 dec. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201802.472-479.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение