Сетевое взаимодействие вузов Рязани
теория и опыт организации
Аннотация
Современные приоритеты развития системы высшего образования в России представлены в статье. Проанализировано определение сетевого взаимодействия, даны его основные характеристики. Представлены основные сетевые формы взаимодействия: укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств; национальный образовательный стандарт; появление профессиональных сообществ; интеграция в глобальные процессы; постепенный переход от формальных установок на управление образованием к программно-целевым методам управления; изменение состава участников процессов управления и обозначившийся переход к полипрофессиональным кооперативным связям. Представлены мнения ученых о сетевом и несетевом взаимодействии. В статье рассмотрены основные направления и типы сетевого взаимодействия. Типы образовательных ресурсов, которые используются в качестве сети, представлены пятью обобщенными группами: кадровые ресурсы, информационные ресурсы, материально-технические ресурсы, учебно-методические ресурсы, социальные ресурсы. В статье раскрыты пять основных характеристик сетевой организации. В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией сетевого взаимодействия вузов России, приводится пример организации сетевого взаимодействия основных вузов города Рязани на основе специально разработанной программы. Инициатором сетевого взаимодействия рязанских вузов выступил Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина. Планируется создать общую сеть всех лидирующих университетов г. Рязани. В статье представлены существующие результаты. Блок-схема алгоритма работы подпрограммы – клиент и блок-схема алгоритма работы подпрограммы – сервер представлены на рисунках.
Литература
[2] Gromyko Yu.V. What is a cluster and as their create? Energetika Tatarstana = Power industry of Tatarstan. 2007. № 3(7):75-86. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=12898412 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[3] Bajborodova L.V., Repina A.V. Organizaciya setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdenij pri realizacii innovacionnyh proektov [Organization of Network Interaction of Educational Institutions in the Course of Implementation of Innovative Projects]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2013; 2(3):21-24. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21361622 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[4] Davydova N.N. Formirovanie innovacionnoj politiki obrazovatel'nyh organizacij v ramkah nauchno-obrazovatel'noj seti [Establishing Innovative Policy In Educational Institutions Within Research And Educational Network]. Voprosy upravleniya = Management Issues. 2013; 4(25):240-245. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21345787 21361622 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[5] Davydova N.N., Fedorov V.A. Modelirovanie razvitiya obrazovatel'nyh uchrezhdenij na osnove setevogo podhoda [Modeling of development of educational institutions on the basis of a network approach]. Pedagogika. 2013; 6:49-54. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20868770 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[6] Dorozhkin E.M., Davydova N.N. Razvitie obrazovatel'nyh uchrezhdenij v hode setevogo vzaimodejstviya [Development of Educational Institutions within the Network Interaction]. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2013; 11:11-17. Available at: ttps://elibrary.ru/item.asp?id=20744854 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[7] Adamskii A.I. Model' setevogo vzaimodeistviia [The model of network interaction]. Upravlenie shkoloi = School management. 2002; 4:23-24. Available at: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200200402 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
[8] Organizaciya setevogo vzaimodejstviya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij, vnedryayushchih innovacionnye obrazovatel'nye programmy, prinimayushchih uchastie v konkurse na gosudarstvennuyu podderzhku [Organization of network interaction between educational institutions introducing innovative educational programs, participating in the competition for state support. A.I. Adamskii (Ed). Ehvrika, Moscow, 2006. (In Russ.)
[9] Le-van T.N. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh organizacij po voprosam formirovaniya u obuchayushchihsya kul'tury zdorov'ya: teoretiko-metodologicheskij aspekt professional'noj podgotovki pedagogicheskih kadrov [Network Cooperation of Educational Organizations for Building a Culture of Healthy and Safe Lifestyle: Theoretical-Methodological Aspect of Vocational Staff Training]. Obrazovanie i nauka = Education and science journal. 2015; 9(128):83-106. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.17853/1994-5639-2015-9-83-106
[10] Lobok A.M. Setevoe vzaimodejstvie: novyj format ili modnoe nazvanie? [Networking: a new format or a fashionable name?.] Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazovaniem. 2014; 7: 8 pp. Available at: http://obr.direktor.ru/archive/2014/7/Setevoe_vzaimodeystvie_novyy_format_ili_modnoe_naz (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[11] Realizaciya variativnyh modelej setevogo vzaimodejstviya dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovaniya v ramkah organizacii vneurochnoj deyatel'nosti [The implementation of variable models of network interaction of continuing and vocational education in the framework of extracurricular activities] Zolotareva A.V. (Ed). YAGPU, YAroslavl', 2011. 132 pp. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24748371 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
[12] Shilova O.N. Vyzovy vremeni i problema setevogo vzaimodejstviya v sfere obrazovaniya [Recent challenges and the problem of networking in education]. Chelovek i obrazovanie = Man and Education. 2013; 4(37):4-9. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21057089 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[13] Grosheva A.V. Razvitie obrazovatel'nogo prostranstva pri setevom vzaimodejstvii OU [Development of Educational Space in Case of Networking Cooperation of Educational Establishments]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogical Education and Science. 2012; 10:44-46. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19142382 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[14] Davydova N.N. Upravlenie processami samoorganizacii v obrazovatel'nom uchrezhdenii, nahodyashchemsya v pozicii setevogo vzaimodejstviya [Management of self-organization processes in an educational institution located in the position of networking]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii = Innovative Projects And Programs In Education. 2011; 6:37-43. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17302612 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[15] Zubareva T.A. Ehffektivnost' modeli setevogo otkrytogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdenij kak resurs innovacionnogo razvitiya [Efficiency To Models Of The Network Open Interaction Of The Educational Institutions As Resource Innovacionnogo Developments]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The world of science, culture and education. 2009; 5(17):178-184. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=13062226 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)[
16] Lukomskaya M.A. Urovni setevogo vzaimodejstviya v sfere obrazovaniya: analiz i perspektivy [The Levels of Network Interaction in the Sphereo of Education: Analysis and the Prospects]. Filosofiya obrazovaniya = Philosophy of education. 2010; 3(32):11-16. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15218390 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[17] Patarakin E.D. Social'nye vzaimodejstviya i setevoe obuchenie 2.0. [Social interactions and online learning 2.0.] NP “Sovremennye tekhnologii v obrazovanii i kul'ture”, Moscow, 2009. 176 pp. (In Russ.)
[18] Patarakin E.D. Shkola SCRATCH [SCRATCH School]. Shkol'nye tekhnologii = Journal of School Technology. 2009; 4:132-135. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15565484 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[19] Rozhdestvenskaya M. G. Teoreticheskij analiz ponyatiya “setevoe vzaimodejstvie” v sfere obrazovaniya [Theoretical Analysis of the Concept of "Network Interaction" in the Sphere of Education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The world of science, culture and education. 2014; 2(45):116-119. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21507110 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[20] Smirnov A.V. Obrazovatel'nye klastery i innovacionnoe obuchenie v vuze [Educational clusters and innovative education in a university]. RIC "Shkola", Kazan, Russia, 102 p.
Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29162573 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[21] Tsirulnikov A.M. Sociokul'turnyj podhod k razvitiyu sistemy obrazovaniya. Obrazovatel'nye seti [On socio-cultural approach to education system development. Education networks]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2010; 3:44-63. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=14871250 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[22] Chuchkevich M.M. Osnovy upravleniya setevymi organizaciyami [Fundamentals of management of network organizations]. Institute of Sociology of RAS, Moscow, 1999. 37 pp. (In Russ.)
[23] Chuchkevich M.M. Chto takoe setevaya organizaciya? [What is a network organization?]. Institute of Sociology of RAS, Moscow, 1999. (In Russ.)
[24] Shilova O.N. Vyzovy setevomu vzaimodejstviyu uchrezhdenij pedagogicheskogo obrazovaniya [Challenges to the network interaction of teacher education institutions]. Osobennosti i specifika setevogo vzaimodejstviya v sfere obrazovaniya. SPb.: IPOOV RAO, 2014 .
[25] Surtaeva N.N., Surtaeva O.N. Raspredelyonnye modeli setevogo vzaimodejstviya uchrezhdenij pedagogicheskogo obrazovaniya dlya obespecheniya soglasovannogo nepreryvnogo obrazovaniya pedagogicheskih i upravlencheskih kadrov [Distributed models of networking interaction between institutions of pedagogical education aimed at the coordinated continuous education of pedagogical and managerial staff]. Chelovek i obrazovanie = Man and Education. 2016; 1(46):99-103. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26606415 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[26] Kopylova N.A., Urgapov V.A. Opyt organizacii setevogo vzaimodejstviya vuzov goroda Ryazani [Experience of Organizing Network Interaction of Universities of the City of Ryazan]. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2014; 10:586-596. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23020680 (accessed 19.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.