Об особенностях использования тренажеров при реализации образовательных программ
(на примере подготовки специалистов для транспорта)
Аннотация
В условиях внедрения высоких технологий возрастают требования к практическим навыкам работников, являющимся необходимой составной частью их квалификаций, которые должны приобретаться не только на производстве, но и на стадии обучения. Дополнительные возможности для расширения сферы применения тренажерной подготовки открывают новые информационные технологии, позволяющие внедрять в учебный процесс элементы дополненной (виртуальной) реальности. В этой связи использование тренажеров получает широкое распространение при реализации образовательных программ среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования, профессионального обучения при подготовке специалистов большинства отраслей экономики.
Вместе с тем, применение тренажерной подготовки с точки зрения нормативного закрепления в отношении различных сфер деятельности урегулирован недостаточно. Целью работы является освещение подходов к нормативно-правовому закреплению базовых понятий, связанных с тренажерной подготовкой применительно к различным сферам образовательной деятельности и отраслям экономики. Представлен анализ ключевых требований национального законодательства. Приведены примеры отдельных практик применения тренажеров при подготовке персонала в России и за рубежом.
Показано, что в настоящее время в Российской Федерации наиболее системной областью внедрения тренажеров в образовательный процесс является подготовка специалистов для транспортной отрасли, что подтверждается наличием комплекса национальных норм правового и технико-технологического регулирования, международных конвенционных требований, регулирующих использование тренажеров, соответствующей практикой. Выявлены области, требующие развития законодательного регулирования.
Представлены предложения по дальнейшему совершенствованию понятийного аппарата в сфере тренажерной подготовки и его соответствующей дифференциации с учетом внедрения новых информационных технологий.
Литература
[2] Wexler V.A., Reidel L.B. Interactive simulators and their role in training process. Novainfo.Ru. 2016; 1(41):205-211. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25496495 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[3] Ishkildin R.R. Trainer development process support systems of automatic technological complexes. Neftegazovoe delo = Oil and Gas Business. 2015; 13(4):220-225. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25838036 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[4] Rabenko V.S. Computer-based simulators as the tool of increasing quality of vocational training of operators. Vestnik of Ivanovo State Power Engineering University. 2004; 2:19-27. Available at: http://ispu.ru/files/14_0.pdf (accessed 05.07.2019). (In Russ.)
[5] Liyang H. Application of welding simulation training system. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018; 439:032122. (In Eng.) DOI: 10.1088/1757-899X/439/3/032122
[6] Kolokolnikov P.A., Yablonskiy S.N., Lyu D., Terenin S.S. Iinternational requirments analysis applied at program systems design for aeronautical specialists training. Naučnyj vestnik MGTU GA = Civil Aviation High TECHNOLOGIES. 2015; 219(9):85-89. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25279636 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[7] Koblen I., Kovacova J. Selected information on flight simulators-main requirements, categories and their development, production and using for flight crew training in the both Slovak Republic and Czech Republic conditions. INCAS BULLETIN.2012; 4(3):73-86. (In Eng.) DOI: 10.13111/2066-8201.2012.4.3.7
[8] Park Y., Park Y., Kim H. Development of Immersive Vehicle Simulator for Aircraft Ground Support Equipment Training as a Vocational Training Program. In: Krömker H. (eds) HCI in Mobility, Transport, and Automotive Systems. HCII 2019. Lecture Notes in Computer Science. Springer, Cham. 2019; 11596:225-234. (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-030-22666-4_16
[9] Seregin G.N. Aviation simulators as a realistic path to grown flight safety. Pravo i bezopasnost’. 2006; 3-4(20-21). Available at: www.dpr.ru/pravo/pravo_19_21.htm (accessed 05.07.2019). (In Russ.)
[10] Trukhin A.V. The analysis of computer training systems developed in Russian Federation. Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie = Open and distance education. 2008; (1):32-39. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=12936817 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[11] Schmitz M., Maag C., Mera J. The use of computer-based training tools in Europe – an overview and new approaches. WIT Transactions on The Built Environment. 2008; 103:829-837. (In Eng.) DOI: 10.2495/CR080801
[12] Chernov A.V., Chupiy D.N., Alexandrov A.A., Miroshnikov A.M. An Approach to Testing the Hardware Modules of Locomotive Driver Console Simulator. 2018 IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS). Kazan, 2018, pp. 1-4. (In Eng.) URL: 10.1109/EWDTS.2018.8524765
[13] Cleij D., Venrooij J., Pretto P., Pool D.M., Mulder M., Bülthoff H.H. Continuous Subjective Rating of Perceived Motion Incongruence During Driving Simulation. IEEE Transactions on Human-Machine Systems. 2018; 48(1):17-29. (In Eng.) DOI: 10.1109/THMS.2017.2717884
[14] Al-Shihabi T., Mourant R.R. Toward More Realistic Driving Behavior Models for Autonomous Vehicles in Driving Simulators. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. 2003; 1843(1):41-49. (In Eng.) DOI: 10.3141/1843-06
[15] Gaofeng Pan, Yan Su, Sifang Liu, Pei Li. Design and Implementation of Flight Monitoring Simulation Training System. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019; 585(1):012111. (In Eng.) DOI: 10.1088/1757-899X/585/1/012111
[16] Riener A. Assessment of Simulator Fidelity and Validity in Simulator and On-the-road Studies. International Journal on Advances in Systems and Measurements. 2010; 3(3&4):110-124. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/1f10/1bc42f93a9d3c51e81d15a2770592ece2e4e.pdf (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[17] Golovnich A.K. Technological properties of 3D station engineering model. Mir transporta = World of Transport and Transportation. 2016; 14(2):16-29. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28287619 (accessed 05.07.2019). (In Eng., abstract in Russ.)
[18] Serikova M., Terekhov V. Improvement of training for road transport companies. Transport business of Russia. 2014; (3):68-69. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21947909 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[19] Moraes Th. D., Schwartz Y. Ergological Perspectives for the Use of Driving Simulators. Trends in Psychology. 2017; 25(4):1605-1619. (In Eng.)
[20] Lüderitz C., Wirzberger M., Karrer K. Sustainable Effects of Simulator-Based Training on Eco-Driving. In: Deml B., Stock P., Bruder R., Schlick C.M. (eds) Advances in Ergonomic Design of Systems, Products and Processes. Springer Vieweg, Berlin, Heidelberg, 2016, pp. 463-475. (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-662-48661-0_30
[21] Efanov D.V., Khoroshev V.V., Osadchiy G.V. Game Applications of OSA Learning System. Mir transporta = World of Transport and Transportation. 2018; 6(4):212-221. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35686906 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[22] Abasolo M.J., Bauza C.G., Lazo M., Amato J.P.D., Venere M., De Giusti A., Manresa-Yee C., Mas-Sanso R. From a Serious Training Simulator for Ship Maneuvering to an Entertainment Simulator. In: Perales F.J., Santos-Victor J. (eds) Articulated Motion and Deformable Objects. AMDO 2014. Lecture Notes in Computer Science. Springer, Cham. 2014; 8563:106-117. (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-319-08849-5_11
[23] Olexova C., Gajdoš J. Logistics Simulation Game Proposal – a Tool for Employees’ Induction. Quality Innovation Prosperity. 2016; 20(2):53-68. (In Eng.) DOI: 10.12776/QIP.V20I2.753
[24] Weir D.H. Application of a driving simulator to the development of in-vehicle human-machine interfaces. IATSS Research. 2010; 34(1):16-21. (In Eng.) DOI:10.1016/j.iatssr.2010.06.005
[25] Hvannberg E.T. A Framework for Monitoring Evolution and its Drivers in Training Simulators. The Journal of Interaction Science. 2019; 7. (In Eng.) DOI: 10.24982/jois.1813019.002
[26] Shcherbak V.V. Metodika sinteza tekhnicheskih sredstv obucheniya, primenyaemyh v sisteme perepodgotovki inzhenerno-tekhnicheskogo personala, na novoe vozdushnoe sudno grazhdanskoj aviacii [Methodology for the synthesis of technical training tools used in the retraining system of engineering and technical personnel for a new civilian aircraft]. Thesis ... candidate of. tech. sciences. Moscow, МSTU CA, 2016. 150 pp. (In Russ.)
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.