Об особенностях использования тренажеров при реализации образовательных программ
(на примере подготовки специалистов для транспорта)
Аннотация
В условиях внедрения высоких технологий возрастают требования к практическим навыкам работников, являющимся необходимой составной частью их квалификаций, которые должны приобретаться не только на производстве, но и на стадии обучения. Дополнительные возможности для расширения сферы применения тренажерной подготовки открывают новые информационные технологии, позволяющие внедрять в учебный процесс элементы дополненной (виртуальной) реальности. В этой связи использование тренажеров получает широкое распространение при реализации образовательных программ среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования, профессионального обучения при подготовке специалистов большинства отраслей экономики.
Вместе с тем, применение тренажерной подготовки с точки зрения нормативного закрепления в отношении различных сфер деятельности урегулирован недостаточно. Целью работы является освещение подходов к нормативно-правовому закреплению базовых понятий, связанных с тренажерной подготовкой применительно к различным сферам образовательной деятельности и отраслям экономики. Представлен анализ ключевых требований национального законодательства. Приведены примеры отдельных практик применения тренажеров при подготовке персонала в России и за рубежом.
Показано, что в настоящее время в Российской Федерации наиболее системной областью внедрения тренажеров в образовательный процесс является подготовка специалистов для транспортной отрасли, что подтверждается наличием комплекса национальных норм правового и технико-технологического регулирования, международных конвенционных требований, регулирующих использование тренажеров, соответствующей практикой. Выявлены области, требующие развития законодательного регулирования.
Представлены предложения по дальнейшему совершенствованию понятийного аппарата в сфере тренажерной подготовки и его соответствующей дифференциации с учетом внедрения новых информационных технологий.
Литература
[2] Wexler V.A., Reidel L.B. Interactive simulators and their role in training process. Novainfo.Ru. 2016; 1(41):205-211. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25496495 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[3] Ishkildin R.R. Trainer development process support systems of automatic technological complexes. Neftegazovoe delo = Oil and Gas Business. 2015; 13(4):220-225. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25838036 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[4] Rabenko V.S. Computer-based simulators as the tool of increasing quality of vocational training of operators. Vestnik of Ivanovo State Power Engineering University. 2004; 2:19-27. Available at: http://ispu.ru/files/14_0.pdf (accessed 05.07.2019). (In Russ.)
[5] Liyang H. Application of welding simulation training system. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018; 439:032122. (In Eng.) DOI: 10.1088/1757-899X/439/3/032122
[6] Kolokolnikov P.A., Yablonskiy S.N., Lyu D., Terenin S.S. Iinternational requirments analysis applied at program systems design for aeronautical specialists training. Naučnyj vestnik MGTU GA = Civil Aviation High TECHNOLOGIES. 2015; 219(9):85-89. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25279636 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[7] Koblen I., Kovacova J. Selected information on flight simulators-main requirements, categories and their development, production and using for flight crew training in the both Slovak Republic and Czech Republic conditions. INCAS BULLETIN.2012; 4(3):73-86. (In Eng.) DOI: 10.13111/2066-8201.2012.4.3.7
[8] Park Y., Park Y., Kim H. Development of Immersive Vehicle Simulator for Aircraft Ground Support Equipment Training as a Vocational Training Program. In: Krömker H. (eds) HCI in Mobility, Transport, and Automotive Systems. HCII 2019. Lecture Notes in Computer Science. Springer, Cham. 2019; 11596:225-234. (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-030-22666-4_16
[9] Seregin G.N. Aviation simulators as a realistic path to grown flight safety. Pravo i bezopasnost’. 2006; 3-4(20-21). Available at: www.dpr.ru/pravo/pravo_19_21.htm (accessed 05.07.2019). (In Russ.)
[10] Trukhin A.V. The analysis of computer training systems developed in Russian Federation. Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie = Open and distance education. 2008; (1):32-39. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=12936817 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[11] Schmitz M., Maag C., Mera J. The use of computer-based training tools in Europe – an overview and new approaches. WIT Transactions on The Built Environment. 2008; 103:829-837. (In Eng.) DOI: 10.2495/CR080801
[12] Chernov A.V., Chupiy D.N., Alexandrov A.A., Miroshnikov A.M. An Approach to Testing the Hardware Modules of Locomotive Driver Console Simulator. 2018 IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS). Kazan, 2018, pp. 1-4. (In Eng.) URL: 10.1109/EWDTS.2018.8524765
[13] Cleij D., Venrooij J., Pretto P., Pool D.M., Mulder M., Bülthoff H.H. Continuous Subjective Rating of Perceived Motion Incongruence During Driving Simulation. IEEE Transactions on Human-Machine Systems. 2018; 48(1):17-29. (In Eng.) DOI: 10.1109/THMS.2017.2717884
[14] Al-Shihabi T., Mourant R.R. Toward More Realistic Driving Behavior Models for Autonomous Vehicles in Driving Simulators. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. 2003; 1843(1):41-49. (In Eng.) DOI: 10.3141/1843-06
[15] Gaofeng Pan, Yan Su, Sifang Liu, Pei Li. Design and Implementation of Flight Monitoring Simulation Training System. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019; 585(1):012111. (In Eng.) DOI: 10.1088/1757-899X/585/1/012111
[16] Riener A. Assessment of Simulator Fidelity and Validity in Simulator and On-the-road Studies. International Journal on Advances in Systems and Measurements. 2010; 3(3&4):110-124. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/1f10/1bc42f93a9d3c51e81d15a2770592ece2e4e.pdf (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[17] Golovnich A.K. Technological properties of 3D station engineering model. Mir transporta = World of Transport and Transportation. 2016; 14(2):16-29. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28287619 (accessed 05.07.2019). (In Eng., abstract in Russ.)
[18] Serikova M., Terekhov V. Improvement of training for road transport companies. Transport business of Russia. 2014; (3):68-69. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21947909 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[19] Moraes Th. D., Schwartz Y. Ergological Perspectives for the Use of Driving Simulators. Trends in Psychology. 2017; 25(4):1605-1619. (In Eng.)
[20] Lüderitz C., Wirzberger M., Karrer K. Sustainable Effects of Simulator-Based Training on Eco-Driving. In: Deml B., Stock P., Bruder R., Schlick C.M. (eds) Advances in Ergonomic Design of Systems, Products and Processes. Springer Vieweg, Berlin, Heidelberg, 2016, pp. 463-475. (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-662-48661-0_30
[21] Efanov D.V., Khoroshev V.V., Osadchiy G.V. Game Applications of OSA Learning System. Mir transporta = World of Transport and Transportation. 2018; 6(4):212-221. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35686906 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[22] Abasolo M.J., Bauza C.G., Lazo M., Amato J.P.D., Venere M., De Giusti A., Manresa-Yee C., Mas-Sanso R. From a Serious Training Simulator for Ship Maneuvering to an Entertainment Simulator. In: Perales F.J., Santos-Victor J. (eds) Articulated Motion and Deformable Objects. AMDO 2014. Lecture Notes in Computer Science. Springer, Cham. 2014; 8563:106-117. (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-319-08849-5_11
[23] Olexova C., Gajdoš J. Logistics Simulation Game Proposal – a Tool for Employees’ Induction. Quality Innovation Prosperity. 2016; 20(2):53-68. (In Eng.) DOI: 10.12776/QIP.V20I2.753
[24] Weir D.H. Application of a driving simulator to the development of in-vehicle human-machine interfaces. IATSS Research. 2010; 34(1):16-21. (In Eng.) DOI:10.1016/j.iatssr.2010.06.005
[25] Hvannberg E.T. A Framework for Monitoring Evolution and its Drivers in Training Simulators. The Journal of Interaction Science. 2019; 7. (In Eng.) DOI: 10.24982/jois.1813019.002
[26] Shcherbak V.V. Metodika sinteza tekhnicheskih sredstv obucheniya, primenyaemyh v sisteme perepodgotovki inzhenerno-tekhnicheskogo personala, na novoe vozdushnoe sudno grazhdanskoj aviacii [Methodology for the synthesis of technical training tools used in the retraining system of engineering and technical personnel for a new civilian aircraft]. Thesis ... candidate of. tech. sciences. Moscow, МSTU CA, 2016. 150 pp. (In Russ.)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.