Влияние цифровизации на систему профессионального образования

Аннотация

Четвертая промышленная революция и цифровизация рассматриваются в аспекте их влияния на образование, в том числе на формирование потребностей в обучении и переподготовке.
В качестве цели исследования предлагается обобщенный анализ идущих и перспективных изменений в контексте трансформации запросов к квалификации выпускников образовательных программ, в том числе, в части цифровых компетенций, и цифровизации самой среды деятельности университетов.
Предлагаются различные трактовки понятий, связанных с процессом цифровизации. Выделяется роль человеческого капитала на новом этапе развития технологий. Обобщаются подходы, зафиксированные в некоторых зарубежных исследованиях, на основе чего выделяются основные последствия цифровизации в плане внедрения новых технологий и методов обучения в сферу образования: расширение образовательного социума, ускоренное развитие технологий виртуальной реальности, искусственного интеллекта, массовых открытых он-лайн курсов, индивидуализация образовательных траекторий. Ключевой подход заключается в необходимости системной адаптации университетов к новым условиям в отношении всех видов их деятельности.
Приведено мнение международных экспертов относительно проблемных зон и рисков, с которыми могут столкнуться университеты по мере развития цифровизации.
В качестве примера комплекса мер управляющего воздействия, направленного, напротив, на использование потенциальных преимуществ включения цифровых технологий в экосистему университетов приводится план развития образовательной, научной и экспертной деятельности транспортных вузов в рамках формирования в Российской Федерации цифровой экономики.

Сведения об авторах

Alexander Alexeyevich Klimov, Российский университет транспорта (МИИТ)

ректор, кандидат технических наук

Evgeny Yurievich Zarechkin, Российский университет транспорта (МИИТ)

директор Центра стратегических программ, кандидат философских наук

Vasily Pavlovich Kupriyanovsky, Российский университет транспорта (МИИТ); Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

эксперт Центра высокоскоростных транспортных систем; Научно-образовательный центр компетенций в области цифровой экономики

Литература

[1] Brynjolfsson E., McAfee A. The Second Machine Age: Work, Progress, and Prosperity in a Time of Brilliant Technologies. W. W. Norton & Company, 2016. 336 pp. (In Eng.)
[2] Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2016. 172 pp. Available at: https://luminariaz.files.wordpress.com/2017/11/the-fourth-industrial-revolution-2016-21.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[3] Top 10 Emerging Technologies 2019. World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2019. 17 pp. Available at: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Top_10_Emerging_Technologies_2019_Report.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[4] Khalin V.G., Chernova G.V. Digitalization and Its Impact on the Russian Economy and Society: Advantages, Challenges, Threats and Risks. Administrative Consulting. 2018; (10):46-63. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.22394/1726-1139-2018-10-46-63
[5] The Global Human Capital Report 2017. Preparing people for the future of work. World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2017. 203 p. Available at: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Human_Capital_Report_2017.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[6] Schultz T.W. Investment in Human Capital. The American Economic Review. 1961; 51(1):1-17. Available at: https://www.jstor.org/stable/1818907 (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[7] Bean C. Independent Review of UK Economic Statistics. 2016. 254 pp. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/507081/2904936_Bean_Review_Web_Accessible.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[8] Rampelt F., Orr D., Knoth A. Bologna Digital 2020. White Paper on Digitalisation in the European Higher Education Area. Berlin: Hochschulforum Digitalisierung, 2019. (In Eng.)
[9] Tømte C.E., Fossland T., Aamodt P.O., Degn L. Digitalisation in higher education: mapping institutional approaches for teaching and learning. Quality in Higher Education. 2019; 25(1):98-114. (In Eng.) DOI: 10.1080/13538322.2019.1603611
[10] Buinytska O., Hrytseliak B. Integration of information and educational systems in the universal education university electronic environment. Open educational e-environment of modern University. 2017; (3):6-16. (In Eng.) DOI: 10.28925/2414-0325.2017.3.6ez16
[11] Suruchi Srivastava, Ritika Rai, Harshit Kumar Gupta, Archana Yadav, Hem Chandra, Sanjay Baijal Improvising the Quality & Productivity in Higher Education Universities: A Role of Information Technology. International Journal For Research in Applied Science and Engineering Technology. 2018; 6(I):2628-2637. (In Eng.) DOI: 10.22214/ijraset.2018.1360
[12] Dubey H.K., Singh A., Dubey S. Education system in digitalised era. International Journal of Advance and Innovative Research. 2019; 6(1(X)-1):97-99. (In Eng.)
[13] Bok D. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton University Press, 2004. 256 pp. (In Eng.)
[14] Tække J., Paulsen M. Digitalisation of education — the theory of the three waves. Linaa Jensen J. (ed). The Centre for Internet Research, Aarhus, Denmark, 2017. Available at: http://cfi.au.dk/fileadmin/www.cfi.au.dk/publikationer/cfis_skriftserie/017_Taekke_Paulsen.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[15] Selivanov V.V., Selivanova L.N. Virtual reality as a method and a tool of teaching. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo = Educational Technology & Society. 2014; 17(3):378-391. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21979557 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[16] Seethal K., Menaka B. Digitalisation Of Education In 21ST Century: A Boon Or Bane. International Journal for Research in Engineering Application & Management. Special Issue – ICDOMP’19. 2019; 140-143. (In Eng.) DOI: 10.18231/2454-9150.2019.0436
[17] The 2018 digital university. Staying relevant in the digital age. PWC, 2018. Available at: https://www.pwc.co.uk/assets/pdf/the-2018-digital-university-staying-relevant-in-the-digital-age.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[18] Transport Infrastructure Skills Strategy: building sustainable skills. Moving Britain Ahead. Crown, London, 2016. 102 p. (In Eng.)
[19] Transport and logistics: Comprehensive sectoral analysis of emerging competences and economic activities in the European Union. European Commission, 2009. 32 p. (In Eng.)
[20] Winters G., McDonough Ch., Willis T. Understanding Skills and Performance Challenges in the Logistics Sector. Evidence Report 86. 2014. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/360931/14.10.02._SLMI_Logistics_Evidence_Report.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[21] Ferrari A. Digital Competence in Practice: An Analysis of Frameworks. European Commission, Joint Research Centre, 2012. Available at: http://jiscdesignstudio.pbworks.com/w/file/fetch/55823162/FinalCSReport_PDFPARAWEB.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[22] Ferrari A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe / Y. Punie, B. N. Brečko (Eds). European Commission, Joint Research Centre, 2013. Available at: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC83167/lb-na-26035-enn.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[23] Brolpito A. Digital skills and competence, and digital and online learning. European Training Foundation, Turin, 2018. 84 pp. Available at: https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/2018-10/DSC%20and%20DOL_0.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[24] No Longer Optional: Employer Demand for Digital Skills. Burning Glass Technologies, 2019. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/807830/No_Longer_Optional_Employer_Demand_for_Digital_Skills.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
Опубликована
2019-07-25
Как цитировать
KLIMOV, Alexander Alexeyevich; ZARECHKIN, Evgeny Yurievich; KUPRIYANOVSKY, Vasily Pavlovich. Влияние цифровизации на систему профессионального образования. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 15, n. 2, p. 468-476, july 2019. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/545>. Дата доступа: 03 july 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.15.201902.468-476.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение