Влияние цифровизации на систему профессионального образования
Аннотация
Четвертая промышленная революция и цифровизация рассматриваются в аспекте их влияния на образование, в том числе на формирование потребностей в обучении и переподготовке.
В качестве цели исследования предлагается обобщенный анализ идущих и перспективных изменений в контексте трансформации запросов к квалификации выпускников образовательных программ, в том числе, в части цифровых компетенций, и цифровизации самой среды деятельности университетов.
Предлагаются различные трактовки понятий, связанных с процессом цифровизации. Выделяется роль человеческого капитала на новом этапе развития технологий. Обобщаются подходы, зафиксированные в некоторых зарубежных исследованиях, на основе чего выделяются основные последствия цифровизации в плане внедрения новых технологий и методов обучения в сферу образования: расширение образовательного социума, ускоренное развитие технологий виртуальной реальности, искусственного интеллекта, массовых открытых он-лайн курсов, индивидуализация образовательных траекторий. Ключевой подход заключается в необходимости системной адаптации университетов к новым условиям в отношении всех видов их деятельности.
Приведено мнение международных экспертов относительно проблемных зон и рисков, с которыми могут столкнуться университеты по мере развития цифровизации.
В качестве примера комплекса мер управляющего воздействия, направленного, напротив, на использование потенциальных преимуществ включения цифровых технологий в экосистему университетов приводится план развития образовательной, научной и экспертной деятельности транспортных вузов в рамках формирования в Российской Федерации цифровой экономики.
Литература
[2] Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2016. 172 pp. Available at: https://luminariaz.files.wordpress.com/2017/11/the-fourth-industrial-revolution-2016-21.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[3] Top 10 Emerging Technologies 2019. World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2019. 17 pp. Available at: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Top_10_Emerging_Technologies_2019_Report.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[4] Khalin V.G., Chernova G.V. Digitalization and Its Impact on the Russian Economy and Society: Advantages, Challenges, Threats and Risks. Administrative Consulting. 2018; (10):46-63. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.22394/1726-1139-2018-10-46-63
[5] The Global Human Capital Report 2017. Preparing people for the future of work. World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2017. 203 p. Available at: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Human_Capital_Report_2017.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[6] Schultz T.W. Investment in Human Capital. The American Economic Review. 1961; 51(1):1-17. Available at: https://www.jstor.org/stable/1818907 (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[7] Bean C. Independent Review of UK Economic Statistics. 2016. 254 pp. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/507081/2904936_Bean_Review_Web_Accessible.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[8] Rampelt F., Orr D., Knoth A. Bologna Digital 2020. White Paper on Digitalisation in the European Higher Education Area. Berlin: Hochschulforum Digitalisierung, 2019. (In Eng.)
[9] Tømte C.E., Fossland T., Aamodt P.O., Degn L. Digitalisation in higher education: mapping institutional approaches for teaching and learning. Quality in Higher Education. 2019; 25(1):98-114. (In Eng.) DOI: 10.1080/13538322.2019.1603611
[10] Buinytska O., Hrytseliak B. Integration of information and educational systems in the universal education university electronic environment. Open educational e-environment of modern University. 2017; (3):6-16. (In Eng.) DOI: 10.28925/2414-0325.2017.3.6ez16
[11] Suruchi Srivastava, Ritika Rai, Harshit Kumar Gupta, Archana Yadav, Hem Chandra, Sanjay Baijal Improvising the Quality & Productivity in Higher Education Universities: A Role of Information Technology. International Journal For Research in Applied Science and Engineering Technology. 2018; 6(I):2628-2637. (In Eng.) DOI: 10.22214/ijraset.2018.1360
[12] Dubey H.K., Singh A., Dubey S. Education system in digitalised era. International Journal of Advance and Innovative Research. 2019; 6(1(X)-1):97-99. (In Eng.)
[13] Bok D. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton University Press, 2004. 256 pp. (In Eng.)
[14] Tække J., Paulsen M. Digitalisation of education — the theory of the three waves. Linaa Jensen J. (ed). The Centre for Internet Research, Aarhus, Denmark, 2017. Available at: http://cfi.au.dk/fileadmin/www.cfi.au.dk/publikationer/cfis_skriftserie/017_Taekke_Paulsen.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[15] Selivanov V.V., Selivanova L.N. Virtual reality as a method and a tool of teaching. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo = Educational Technology & Society. 2014; 17(3):378-391. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21979557 (accessed 05.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[16] Seethal K., Menaka B. Digitalisation Of Education In 21ST Century: A Boon Or Bane. International Journal for Research in Engineering Application & Management. Special Issue – ICDOMP’19. 2019; 140-143. (In Eng.) DOI: 10.18231/2454-9150.2019.0436
[17] The 2018 digital university. Staying relevant in the digital age. PWC, 2018. Available at: https://www.pwc.co.uk/assets/pdf/the-2018-digital-university-staying-relevant-in-the-digital-age.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[18] Transport Infrastructure Skills Strategy: building sustainable skills. Moving Britain Ahead. Crown, London, 2016. 102 p. (In Eng.)
[19] Transport and logistics: Comprehensive sectoral analysis of emerging competences and economic activities in the European Union. European Commission, 2009. 32 p. (In Eng.)
[20] Winters G., McDonough Ch., Willis T. Understanding Skills and Performance Challenges in the Logistics Sector. Evidence Report 86. 2014. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/360931/14.10.02._SLMI_Logistics_Evidence_Report.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[21] Ferrari A. Digital Competence in Practice: An Analysis of Frameworks. European Commission, Joint Research Centre, 2012. Available at: http://jiscdesignstudio.pbworks.com/w/file/fetch/55823162/FinalCSReport_PDFPARAWEB.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[22] Ferrari A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe / Y. Punie, B. N. Brečko (Eds). European Commission, Joint Research Centre, 2013. Available at: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC83167/lb-na-26035-enn.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[23] Brolpito A. Digital skills and competence, and digital and online learning. European Training Foundation, Turin, 2018. 84 pp. Available at: https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/2018-10/DSC%20and%20DOL_0.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
[24] No Longer Optional: Employer Demand for Digital Skills. Burning Glass Technologies, 2019. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/807830/No_Longer_Optional_Employer_Demand_for_Digital_Skills.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.