Имитационное исследование теоретико-игровых моделей на основе Wolfram-технологий

Аннотация

В рамках данной статьи рассмотрены вопросы имитационного исследования теоретико-игровых моделей на основе Wolfram-технологий в практике принятия решений в различных областях хозяйственно-экономической деятельности и профессиональной подготовке будущего IT-специалиста. Представлены рекомендации по применению Wolfram-технологий в процессе исследования теоретико-игровых моделей социально-экономических и управленческих ситуаций, характеризующихся динамикой внутримодельного взаимодействия и предпочтений игроков в выборе оптимальных стратегий. Идеи, изложенные в статье, могут быть полезны для проектирования профессионально значимых учебных дисциплин, среди которых «Теория игр», «Математические методы в экономике», «Теория принятия решений», «Инструментальные методы в экономике». В центре внимания статьи вопросы в области классической и эволюционной теории игр – сравнительно молодого направления экономической кибернетики. Данные вопросы анализируются в контексте повышения качества принимаемых решений. Отмечается, что методы и модели классической теории игр, разработка которых была начата около пятидесяти лет назад, в настоящее время находят ограниченное применение в практике принятия решений в различных областях хозяйственно-экономической деятельности. К настоящему времени в теоретико-игровом моделировании акценты смещаются на эволюционные игры, учитывающие особенности динамики информационной среды принятия решений и предпочтений игроков по выбору оптимальных стратегий. В статье отмечается востребованность методов имитационного моделирования для исследования неоклассических игровых ситуаций, реализуемых в специальных программных средствах, в частности Wolfram. Выделены принципы имитационного моделирования для исследования неоклассических игровых ситуаций: «Изучение тенденции», «Имитация», «Статическое восприятие и сиюминутная выгода», «Фиктивное разыгрывание», «Рациональное обучение». В процессе развития инновационных компонентов профессиональной компетентности будущего IT-специалиста в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова мы столкнулись с необходимостью усиления прикладной профессиональной направленности математической подготовки. С этой целью особое внимание было уделено содержательным и методическим аспектам использования Wolfram-технологий для теоретико-игрового моделирования, без которого представление IT-специалистов о количественных методах и математическом моделировании будет не полным.

Сведения об авторах

Dmitry Anatolevich Vlasov, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

доцент кафедры математических методов в экономике, кандидат педагогических наук, доцент

Alexander Valerievich Sinchukov, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

доцент кафедры высшей математики, кандидат педагогических наук, доцент

Опубликована
2020-05-25
Как цитировать
VLASOV, Dmitry Anatolevich; SINCHUKOV, Alexander Valerievich. Имитационное исследование теоретико-игровых моделей на основе Wolfram-технологий. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 16, n. 1, may 2020. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/591>. Дата доступа: 09 aug. 2020