Формирование учебной мотивации на уроках физики с использованием инновационных технологий
Аннотация
Образование всего мира постоянно развивается и совершенствуется, меняются стандарты обучения, изменяется содержание образования, возрастают требования к современному учителю. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла новые подходы и требования к образовательной системе в целом и к каждому отдельному предмету в частности. Введение внеурочной деятельности, проектных технологий, инновационного подхода ставит новые задачи перед всей системой образования и перед современным учителем, школа и сама система образования приобретает все больше инновационный характер развития. Развитие технических и программных средств, все большее внедрение в образовательный процесс сетевых коммуникаций приводит к внедрению инновационных технологий. Реализация которых сейчас наиболее оптимальна на основе активно развивающихся и широко распространенных информационных технологий. Учитель получает прекрасный инструмент и средство обучения, который в умелых руках позволяет изменить подходы к передаче изучаемого материала, инструментах проверки и изменению эмоционального и психологического климата на уроке.
В статье рассматриваются различные инновационные технологии и возможности их адаптации к применению современных средств обучения, выделены основные варианты цифровой комплектации информационной образовательной среды для организации применения инновационных технологий на уроках физики, предложены методические рекомендации по проведению уроков физики использованию инновационных технологий для повышения мотивации обучения. Наибольшее внимание уделено технологиям, которые выявлены в результаты анкетирования учителей физики и применение которых способствует повышению мотивации школьников к изучению физики, таких как игровые технологии; технология портфолио; метод проектов.
Разработаны примеры инновационных разработок для уроков физики, направленных на повышение мотивации обучения физики средствами инновационных технологий и с применением информационных технологий.
Литература
[2] Bozovic L.I., Blagonadezhina L.V. Problema razvitija motivacionnoj sfery rebenka. Izuchenie motivacii povedenija detej i podrostkov [The problem of the development of the motivational sphere of the child. Study motivation behavior children and adolescents]. Pedagogika, Moscow; 1972. (In Russ.)
[3] Leontiev A.N. Potrebnosti, motivy i jemocii [Needs, motives and emotions]. MSU Publ., Moscow; 1971. (In Russ.)
[4] Markova A. K. Issledovanie motivatsii uchebnoi deyatel'nosti i idei L. S. Vygotskogo [Study of motivation of educational activities and ideas of L. S. Vygotsky]. In: Nauchnoe tvorchestvo L. S. Vygotskogo i sovremennaya psikhologiya [Scientific creativity of L. S. Vygotsky and modern psychology]. Prosveshchenie, Moscow; 1981. (In Russ.)
[5] Meshcheryakov B.G., Zinchenko V.P. Bolshoi psikhologicheskiy slovar [Big Psychological Dictionary]. Olma-Press, Moscow; 2004. (In Russ.)
[6] Orlov A.B. Razvitie teoreticheskih shem i ponjatijnyh sistem v psihologii motivacii [Development of theoretical schemes and conceptual systems in motivation psychology]. Voprosy Psychologii. 1981; (5):27-34. (In Russ.)
[7] Batyshev S.Ya. Professional’naya pedagogika [Professional Pedagogy]. Associacija "Professional'noe obrazovanie", Moscow; 1997. (In Russ.)
[8] Belova E.N., Gurtovenko G.A., Butenko, S.V., Yakovleva N.F. Upravlenie razvitiem innovacionnoj dejatel'nosti v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Managing the development of innovative activity in modern educational institution]. KSPU, Krasnoyarsk; 2013. (In Russ.)
[9] Burgin M.S. Innovacii i novizna v pedagogike [Innovation and novelty in pedagogy]. Soviet pedagogy. 1989; 12:36-40. (In Russ.)
[10] Verbitsky A., Popov Yu.V., Podlesnov V.N., Androsyuk E.R. Samostojatel'naja rabota studentov: problemy i opyt. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 1995; (2):137-145. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21378718 (accessed 06.08.2020). (In Russ.)
[11] Polat E.S. Method of Projects in Foreign Language Lessons. Foreign Languages in School. 2000; (2):3-10. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21850825 (accessed 06.08.2020). (In Russ.)
[12] Nachmias R., Mioduser D., Forkosh-Baruch A. Innovative Pedagogical Practices Using Technology: The Curriculum Perspective. In: Voogt J., Knezek G. (ed.) International Handbook of Information Technology in Primary and Secondary Education. Springer International Handbook of Information Technology in Primary and Secondary Education. 2008; 20:163-179. Springer, Boston, MA. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-0-387-73315-9_10
[13] Polyakov S. D. Pedagogicheskaja innovatika: ot idei do praktiki [Innovations in pedagogics: from idea to practice]. Pedagogical Search Center, Moscow; 2007. (In Russ.)
[14] Kaufmann H., Meyer B. Simulating educational physical experiments in augmented reality. In: ACM SIGGRAPH ASIA 2008 educators programme (SIGGRAPH Asia '08). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2008. Article 3. p. 1-8. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/1507713.1507717
[15] Otegen G.Zh., Akzulla L., Turekhanova S.I. Application of Multimedia Technologies in the Educational Process. International Journal of Experimental Education. 2017; (4-2):174-175. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29145496& (accessed 06.08.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[16] Pen'kovskih E. Metod proektov v otechestvennoy i zarubezhnoy pedagogicheskoy teorii i praktike [Project method in Russian and foreign pedagogical theory and practice]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2010; (4):307-319. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2010-4-307-318
[17] Abdulov R.M., Nadeeva O.G. Interactive teaching physics with the help of state-of-the-art technical means. Pedagogical Education in Russia. 2012; (5):185-191. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18184264 (accessed 06.08.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[18] Tsarkov I.S., Chebotarev P.N. The Lesson in Digital Physics Classroom with 1:1 Technology. Informatics and Education. 2013; (2):28-33. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20316057 (accessed 06.08.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[19] Stoica D., Paragina F., Paragina S., Miron C., Jipa A. The interactive whiteboard and the instructional design in teaching physics. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011; 15:3316-3321. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.04.292
[20] Krupoderova E.P. Obrazovatel'nye tehnologii [Educational technologies]. Flinta, Moscow; 2014. p. 8-10. (In Russ.)
[21] Tarchevsky E.A. Praktikum po fizike dlja 8-11 klassov: laboratornye raboty s primeneniem cifrovyh laboratorij [Physics workshop for grades 8-11: laboratory work with the use of digital laboratories]. In: Varlamov S.D. (ed.) Prosveshhenie, Moscow; 2011. p. 4-12. (In Russ.)
[22] Chuzhdanova E.N. Formation of Open Information and Educational Environment at Physical Lessons in the GEF Departments. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii = Information and Communication Technologies in Teacher Education. 2019; (3):154-156. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37369377 20316057 (accessed 06.08.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[23] Fillmore C., Tuovinen J. A Smarter Way to Teach Physics. In: International Education Research Conference. Australian Association for Research in Education, Brisbane; 2008. Available at: https://www.aare.edu.au/data/publications/2008/fil081140.pdf (accessed 06.08.2020). (In Eng.)
[24] Shmakov S.A. Igry uchashhihsja – fenomen kul'tury [Games of students – a phenomenon of culture]. Novaia Shkola, Moscow; 1994. (In Russ.)
[25] Elkonin D.B. Psihologija igry [Psychology of the game]. Vlados, Moscow; 1999. (In Russ.)
[26] Gorokhova R.I., Nikitin P.V. Vozmozhnosti sovremennyh informacionnyh tehnologij v provedenii psihologo-pedagogicheskih issledovanij [Possibilities of modern information technologies in conducting psychological and pedagogical research]. Educational Technologies and Society. 2012; 15(2):390-411. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17787400 (accessed 06.08.2020). (In Russ.)
[27] Kirschner F., Kester L., Corbalan G. Cognitive load theory and multimedia learning, task characteristics and learning engagement: The Current State of the Art. Computers in Human Behavior. 2011; 27(1):1-4. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2010.05.003
[28] Nikitin P.V., Gorokhova R.I. Modelirovanie sistem upravlenija individual'nymi traektorijami obuchenija [Modeling control systems for individual learning paths]. Engineering journal of Don. 2015; (4):126. Available at: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3344 (accessed 06.08.2020). (In Russ.)
[29] Nikitin P.V, Gorokhova R.I. Podgotovka budushhih uchitelej informatiki k razrabotke setevyh jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov [Training of future teachers of computer science to develop network of electronic educational resources]. Uchenye zapiski ISGZ = Scientific notes of ISGP. 2015; 13(1):414-420. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23660597 (accessed 06.08.2020). (In Russ.)
[30] Nikitin P.V., Kolyago A.L. Integration of disciplines of humanitarian and professional courses in training of future teachers of computer science. Fundamental research. 2014; (5-2):366-370. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21409293 (accessed 06.08.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[31] Boitcova A.A. Project activities as a means of integrating natural science subjects in school. Chelovek i obrazovanie = Man and Education. 2013; (4):185-188. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21057125 (accessed 06.08.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.