Возможности применения чат-ботов в образовательном процессе

Аннотация

Развитие технологий влияет на трансформацию всех сфер деятельности, отраслей экономики – тренд на минимизацию участия человека в процессах, их автоматизации, оптимизации работы и освобождению времени. Не исключение и сфера образование, где с переносом процессов в онлайн формат возросла необходимость в инструментах и сервисах и донесения знаний через интернет. При этом стоит отметить возрастающую популярность именно мобильных устройств. В данной статье представлен обзор возможностей чат-ботов на базе социальной сети ВКонтакте и их применение в сфере образования. Были проанализированные статистические данные ВКонтакте и Telegram, а также распространение мобильных устройств для обоснования актуальности использования данной технологии. Рассмотрены существующие чат-боты, применяемые в образовательном процессе. Проанализированы задачи, которые доступны для автоматизации через чат-ботов, направленные на повышение эффективности их выполнения. Помимо это рассмотрена технологическая специфика создания чат-ботов на базе ВКонтакте.

Сведения об авторах

Maria Alexandrovna Shevelkova, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

студент Департамента анализа данных и машинного обучения

Petr Vladimirovich Nikitin, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

доцент Департамента анализа данных и машинного обучения, кандидат педагогических наук, доцент

Rimma Ivanovna Gorokhova, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

доцент Департамента анализа данных и машинного обучения, кандидат педагогических наук, доцент

Литература

1. Sklyar M.A., Kudryavtseva K.V. Digitization: Trends, Benefits and Risks. Economic Revival of Russia. 2019;(3):103-114. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: BAWPJQ
2. Kraus S., Jones P., Kailer N., Weinmann A., Chaparro-Banegas N., Roig-Tierno N. Digital Transformation: An Overview of the Current State of the Art of Research. Sage Open. 2021;11(3). https://doi.org/10.1177/21582440211047576
3. Asaqli E. Online Education: A Change or an Alternative? Creative Education. 2020;11(11):2384-2403. https://doi.org/10.4236/ce.2020.1111175
4. Coman C., Țîru L.G., Meseșan-Schmitz L., Stanciu C., Bularca M.C. Online Teaching and Learning in Higher Education during the Coronavirus Pandemic: Students’ Perspective. Sustainability. 2020;12(24):10367. https://doi.org/10.3390/su122410367
5. Kudryavtsev A.V. New possibilities of use of mobile devices in higher school education process. Pedagogical education in Russia. 2015;(7):71-76. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: UCIHMZ
6. Golitsyna I.N. Mobil'noe obuchenie kak informacionnaja obrazovatel'naja tehnologija [Mobile learning as information educational technology]. Journal of School Technology. 2017;(2):39-44. (In Russ.) EDN: ZJAPFP
7. Duiseyeva G.O., Berkimbaev K.M. Concept of mobile learning. RUDN Journal of Informatization in Education. 2016;(4):119-123. EDN: WZQPIX
8. Ivanchenko D.A. Mobile technologies management in the information space of modern institute of higher education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 201;(7):93-100. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: SHQLNT
9. Prokofyeva N., Boltunova V. The Use of Mobile Technologies in the Educational Process. CEUR Workshop Proceedings. 2018;2218:341-347. Available at: https://ceur-ws.org/Vol-2218/paper34.pdf (accessed 12.01.2023).
10. Toktarova V.I., Shpak A.E. Mobile learning: tools and services, functions and opportunities. In: Proceedings of INTCESS 2021 8th International Conference on Education and Education of Social Sciences (18-19 January, 2021). 2021. p. 190-195. Available at: https://www.ocerints.org/intcess21_e-publication/papers/129.pdf (accessed 12.01.2023).
11. Babić A., Vukmirović S., Čapko Z. Using web applications in education. In: 2016 39th International Convention on Information and Communication Technology, Electronics and Microelectronics (MIPRO). Opatija, Croatia: IEEE Computer Society; 2016. p. 1056-1059. https://doi.org/10.1109/MIPRO.2016.7522296
12. Sulyanah S., Hasanah F.N., Untari R.S. Application of Web Based Learning to Measure Students Learning Interest. Journal of Physics: Conference Series. 2021;1764:012099. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1764/1/012099
13. Smutny P., Schreiberova P. Chatbots for learning: A review of educational chatbots for the Facebook Messenger. Computers & Education. 2020;151:103862. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103862
14. Okonkwo C.W., Ade-Ibijola A. Chatbots applications in education: A systematic review. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021;2:100033. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2021.100033
15. Clarizia F., Colace F., Lombardi M., Pascale F., Santaniello D. Chatbot: An Education Support System for Student. In: Castiglione A., Pop F., Ficco M., Palmieri F. (eds.) Cyberspace Safety and Security. CSS 2018. Lecture Notes in Computer Science. Vol. 11161. Cham: Springer; 2018. p. 291-302. https://doi.org/10.1007/978-3-030-01689-0_23
16. Mendoza S., Hernández-León M., Sánchez-Adame L.M., Rodríguez J., Decouchant D., Meneses-Viveros A. Supporting Student-Teacher Interaction Through a Chatbot. In: Zaphiris, P., Ioannou, A. (eds) Learning and Collaboration Technologies. Human and Technology Ecosystems. HCII 2020. Lecture Notes in Computer Science. Vol. 12206. Cham: Springer; 2020. p. 93-107. https://doi.org/10.1007/978-3-030-50506-6_8
17. Alieva M.V., Tasueva M.R., Amirova E.F. Chatbots in e-learning: new opportunities and challenges. The Journal of Applied Research. 2023;(6):159-164. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.47576/2949-1878_2023_6_159
18. Goryachkin B.S. et al. Jeffektivnost' ispol'zovanija chat-botov v obrazovatel'nom processe [The effectiveness of using chatbots in the educational process]. E-SCIO. 2021;(4):529-551. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: ZHMMFM
19. Veryaev A.A., Losychenko Ju.E. Chat bots as the agents of increasing the interactivity of training sessions. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii. 2022;(5):10-18. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: QJPAEC
20. Kooli C. Chatbots in Education and Research: A Critical Examination of Ethical Implications and Solutions. Sustainability. 2023;15(7):5614. https://doi.org/10.3390/su15075614
21. Labadze L., Grigolia M., Machaidze L. Role of AI chatbots in education: systematic literature review. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023;20:56. https://doi.org/10.1186/s41239-023-00426-1
22. Fitria T.N., Simbolon N.E., Afdaleni A. Chatbots as Online Chat Conversation in the Education Sector. International Journal of Computer and Information System. 2023;4(3):93-104. Available at: https://ijcis.net/index.php/ijcis/article/view/116 (accessed 12.01.2023).
23. Chang D.H., Lin M.P.-C., Hajian S., Wang Q.Q. Educational Design Principles of Using AI Chatbot That Supports Self-Regulated Learning in Education: Goal Setting, Feedback, and Personalization. Sustainability. 2023;15(17):12921. https://doi.org/10.3390/su151712921
24. Yazetsky E.Yu. Chat-bot kak sredstvo soprovozhdenija obrazovatel'nogo processa [Chatbot as a means of supporting the educational process]. Molodoj uchjonyj. 2021;(17):17-20. (In Russ.) EDN: SQVUUO
25. Agarwal S., Agarwal B., Gupta R. Chatbots and virtual assistants: a bibliometric analysis. Library Hi Tech. 2022;40(4):1013-1030. https://doi.org/10.1108/LHT-09-2021-0330
Опубликована
2023-06-30
Как цитировать
SHEVELKOVA, Maria Alexandrovna; NIKITIN, Petr Vladimirovich; GOROKHOVA, Rimma Ivanovna. Возможности применения чат-ботов в образовательном процессе. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 2, p. 508-515, june 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/976>. Дата доступа: 27 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.019.202302.508-515.
Раздел
Образовательные ресурсы и лучшая практика ИТ-образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)