Стратегия подготовки ИТ-специалистов с применением инновационного учебного дата-центра "Виртуальная компьютерная лаборатория" для эффективного решения задач цифровой трансформации и акселерации цифровой экономики

Аннотация

В статье сформулированы ключевые аспекты стратегии подготовки высококвалифицированных и востребованных профессионалов в области обработки, хранения и анализа больших данных для быстрого и качественного решения актуальных задач цифровой трансформации и управления на основе данных. Проанализированы проблемы современного очного и дистанционного обучения и способы их преодоления с применением инновационного учебного дата-центра "Виртуальная Компьютерная Лаборатория" (ВКЛ), в работу которого заложены принципы самоорганизации и кибернетики 2.0. Представлен взгляд авторского коллектива на актуальные требования к базовым знаниям и их гармонизацию с профессиональными стандартами ассоциации АПКИТ, сформулированы ключевые драйверы развития и определены потенциальные риски, основанные на личном опыте и глубоком анализе проблем современного ИТ-образования в Российской Федерации. Описана концепция специализированного учебного дата-центра ВКЛ, позволившая сформировать однородную образовательную среду с элементами когнитивного представления внутренних операционных ресурсов на основе визуальных моделей и частичной автоматизации основных технологических операций с применением экспертной системы. Перечислены ключевые образовательные задачи, ориентированные на формирование актуальных профильных компетенций, успешное решение которых стало возможным благодаря разработанной методологии применения ВКЛ и её функциональным блокам. Описаны возможности перехода от традиционных образовательных подходов к новой системно-деятельностной образовательной парадигме с применением дата-центра "Виртуальная Компьютерная Лаборатория".

Сведения об авторах

Mikhail Alexandrovich Belov, Государственный университет "Дубна"

доцент кафедры системного анализа и управления, Институт системного анализа и управления, кандидат технических наук

Stanislav Ivanovich Grishko, Государственный университет "Дубна"

аспирант, преподаватель кафедры системного анализа и управления, Институт системного анализа и управления

Mikhail Vladimirovich Lishilin, Государственный университет "Дубна"

доцент кафедры системного анализа и управления, научный руководитель лаборатории виртуальной реальности, Институт системного анализа и управления, кандидат технических наук

Pavel Alexandrovich Osipov, Государственный университет "Дубна"

аспирант, преподаватель кафедры системного анализа и управления, Институт системного анализа и управления

Evgeniya Naumovna Cheremisina, Государственный университет "Дубна"

директор Института системного анализа и управления, доктор технических наук, профессор

Литература

1.Belov M.A., Korenkov V.V., Tokareva N.A., Cheremisina E.N. Architecture of a Compact Data GRID Cluster for Teaching Modern Methods of Data Mining in the Virtual Computer Lab. EPJ Web of Conferences. 2020; 226:03004. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1051/epjconf/202022603004
2.Belov M.A., Lupanov P.E., Minzov A.S., Tokareva N.A. Sistema upravleniya virtual'noj infrastrukturoj na osnove vizual'nyh modelej v srede virtual'noj komp'yuternoj laboratorii [Virtual infrastructure management based on visual models in the Virtual Computer Lab environment]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki = Modern Science: actual problems of theory and practice. Series "Natural & Technical Sciences". 2019; (6-2):41-46. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=40873261 (accessed 26.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
3.Belov M.A., Krukov Y.A., Mikheev M.A., Lupanov P.E., Tokareva N.A., Cheremisina E.N. Essential aspects of it training technology for processing, storage and data mining using the Virtual Computer Lab. CEUR Workshop Proceedings. 2018; 2267:207-212. Available at: http://ceur-ws.org/Vol-2267/207-212-paper-38.pdf (accessed 26.02.2021). (In Eng.)
4.Belov M.A., Kryukov Yu.A., Lupanov P.E., Mikheev M.A., Cheremisina E.N. Koncepciya kognitivnogo vzaimodeystviya s virtual'noy komp'yuternoy laboratoriey na osnove vizual'nyh modeley i ehkspertnoy sistemy [The concept of cognitive interaction with a Virtual Computer Laboratory based on visual models and expert systems]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki = Modern Science: actual problems of theory and practice. Series "Natural & Technical Sciences". 2018; (10):27-35. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36403665 (accessed 26.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
5.Belov M.A., Lupanov P.E., Tokareva N.A., Cheremisina E.N. Kontseptsiya usovershenstvovannoy arhitektury virtual'noy komp'yuternoy laboratorii dlya effektivnogo obucheniya spetsialistov po raspredelennym informatsionnym sistemam razlichnogo naznacheniya i instrumental'nym sredstvam proektirovaniya [Concept of the improved architecture of Virtual Computer Laboratory for effective training of specialists skilled in distributed information systems and design tools]. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2017; 13(1):182-189. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.1.492
6.Belov M., Cheremisina E., Potemkina S. Distance learning through distributed information systems using a virtual computer lab and knowledge management system. Journal of Emerging Research and Solutions in ICT. 2016; 1(2):39-46. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.20544/ERSICT.02.16.P04
7.Lishilin M.V., Belov M.A., Tokareva N.A., Sorokin A.V. Kontseptual'naya model' sistemy upravleniya znaniyami dlya formirovaniya professional'nyh kompetentsiy v oblasti it v srede virtual'noy komp'yuternoy laboratorii [Conceptual model of knowledge management system for forming professional competence in the field of IT in a Virtual Computer Lab]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental research. 2015; (11-5):886-890. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25097628 (accessed 26.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
8.Belov M.A., Lishilin M.V., Tokareva N.A., Antipov O.E. Ot virtual'noy komp'yuternoy laboratorii k upravleniyu znaniyami. Itogi i perspektivy [From the Virtual Computer Lab to knowledge management. Results and Prospects]. Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie = Quality. Innovation. Education. 2014; (9):3-14. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23089246 (accessed 26.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
9.Cheremisina E.N., Belov M.A., Lishilin M.V. Integratsiya virtual'noy komp'yuternoy laboratorii i znanievogo prostranstva - novyy vzglyad na podgotovku vysokokvalifitsirovannyh it-spetsialistov [Integration of Virtual Computer Laboratory with information knowledge space - a new look on the education of IT-professionals]. Sistemnyy analiz v nauke i obrazovanii = System Analysis in Science and Education. 2014; (1):97-104. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23148937 (accessed 26.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
10.Cheremisina E.N., Belov M.A., Lishilin M.V. Analiz klyuchevyh aktivnostey zhiznennogo tsikla upravleniya znaniyami v vuze i formirovanie kontseptual'noy modeli arhitektury sistemy upravleniya znaniyami [Analysis of the key activities of the life cycle of knowledge management in the university and development of the conceptual architecture of the knowledge management system]. Otkrytoe obrazovanie = Open Education. 2013; (3):34-41. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19117965 (accessed 26.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
11.Cheremisina E.N., Mitroshin P.A., Belov M.A. Kompleksnye sistemy elektronnogo obucheniya kak instrumentariy otsenki kompetentsiy uchashchihsya [Integrated e-learning systems as tools for assessing students’ competencies]. Nauka i biznes: puti razvitiya = Science and Business: Ways of Development. 2013; (5):113-122. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20654329 (accessed 26.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
12.Cheremisina E.N., Antipov O.E., Belov M.A. Rol' virtual'noy komp'yuternoy laboratorii na osnove tekhnologii oblachnyh vychisleniy v sovremennom komp'yuternom obrazovanii [The role of a Virtual Computer Laboratory based on cloud computing technology in modern computer education]. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie = Distance and Virtual Learning. 2012; (1):50-64. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17300377 (accessed 26.02.2021). (In Russ.)
13.Belov M.A., Antipov O.E., Kontrol'no-izmeritel'naya sistema otsenki kachestva obucheniya v virtual'noy komp'yuternoy laboratorii [Control and measuring system of an estimation of quality of training in Virtual Computer Laboratory]. Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie = Quality. Innovation. Education. 2012; (3):28-32. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17794961 (accessed 26.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
14.Antipov O.E., Belov M.A. Tekhnologiya primeneniya virtual'noy komp'yuternoy laboratorii v uchebnyh kursah vuza [The technology of using a Virtual Computer Laboratory in the educational courses of the university]. Estestvennye i tekhnicheskie nauki = Natural and technical sciences. 2012; (1):260-268. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17660587 (accessed 26.02.2021). (In Russ.)
15.Cheremisina E.N., Belov M.A., Antipov O.E., Sorokin A.V. Innovatsionnaya praktika komp'yuternogo obrazovaniya v universitete "Dubna" s primeneniem virtual'noy komp'yuternoy laboratorii na osnove tekhnologii oblachnyh vychisleniy [Innovational Approach to E-learning in Dubna University based on Virtual Computerized Laboratory and Cloud Computing]. Programmnaia inzheneriia = Software Engineering. 2012; (5):34-41. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17847427 (accessed 26.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
16.Balashov N. et al. Creating a Unified Educational Environment for Training IT Specialists of Organizations of the JINR Member States in the Field of Cloud Technologies. In: V. Sukhomlin, E. Zubareva (Eds.) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2018. Communications in Computer and Information Science, vol. 1201. Springer, Cham; 2020. p. 149-162. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_12
17.Sukhomlin V., Zubareva E. Analytical Review of the Current Curriculum Standards in Information Technologies. In: V. Sukhomlin, E. Zubareva (Eds.) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2018. Communications in Computer and Information Science, vol. 1201. Springer, Cham; 2020. p. 3-41. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_1
18.Sukhomlin V., Zubareva E., Namiot D. Multiplatform System of Digital Talents Development "Academy of OIT". In: V. Sukhomlin, E. Zubareva (Eds.) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2017. Communications in Computer and Information Science, vol. 1204. Springer, Cham; 2021. p. 3-13. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-78273-3_1
19.Dalkir K. Knowledge management in theory and practice. MIT Press, London; 2011. (In Eng.)
20.Chen D.Q., Preston D.S., Tarafdar M. From Innovative I.S. Strategy to Customer Value: The Roles of Innovative Business Orientation, CIO Leadership and Organizational Climate. SIGMIS Database. 2015; 46(2):8-29. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/2795618.2795620
21.Binder F.V., Albuquerque R., Reinehr Sh., Malucelli A. Innovation and active learning for training mobile app developers. Proceedings of the ACM/IEEE 42nd International Conference on Software Engineering: Software Engineering Education and Training (ICSE-SEET'20). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2020. p. 151-161. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3377814.3381713
22.Hawthorne M.J., Perry D.E. Software Engineering Education in the Era of Outsourcing, Distributed Development, and Open Source Software: Challenges and Opportunities. In: P. Inverardi, M. Jazayeri (Eds.) Software Engineering Education in the Modern Age. ICSE 2005. Lecture Notes in Computer Science, vol. 4309. Springer, Berlin, Heidelberg; 2006. p. 166-185. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/11949374_11
23.Kinnunen P., Malmi L. Problems in Problem-Based Learning-Experiences, Analysis and Lessons Learned on an Introductory Programming Course. Informatics in Education. 2005; 4(2):193-214. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.15388/infedu.2005.11
24.Salas E., Tannenbaum S.I., Kraiger K., Smith-Jentsch K.A. The Science of Training and Development in Organizations: What Matters in Practice. Psychological Science in the Public Interest. 2012; 13(2):74-101. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1177/1529100612436661
25.Cascio W.F. Training trends: Macro, micro, and policy issues. Human Resource Management Review. 2019; 29(2):284-297. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2017.11.001
Опубликована
2021-04-15
Как цитировать
BELOV, Mikhail Alexandrovich et al. Стратегия подготовки ИТ-специалистов с применением инновационного учебного дата-центра "Виртуальная компьютерная лаборатория" для эффективного решения задач цифровой трансформации и акселерации цифровой экономики. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 17, n. 1, p. 134-144, apr. 2021. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/703>. Дата доступа: 24 nov. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202101.703.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение