Подготовка ИТ-специалистов в условиях глобальной цифровой трансформации.
Концепция автоматизированного управления профилями компетенций в образовательных программах будущего
Аннотация
В статье проведён анализ влияния глобальной цифровой трансформации на развитие и совершенствование методов и технологий подготовки ИТ-специалистов, сформулированы ключевые аспекты стратегии высокотехнологичного обучения квалифицированных и востребованных ИТ-профессионалов, обладающих сложными знаниями, умениями и навыками на основе интеграции задачно-ориентированного подхода и платформенного мышления в рамках парадигмы проектно-деятельностного образования. В статье предложена концепция автоматического управления профилями компетенций с использованием искусственного интеллекта для непрерывной актуализации учебных курсов и поддержания соответствия образовательных программ потребностям рынка труда, а для выполнения практических заданий предлагается использовать виртуальную компьютерную лабораторию, построенную на принципах самоорганизации для получения первичного практического опыта работы со сложными программно-технологическими решениями. Такой методический и технологический опыт призван не только повысить мотивацию учащихся за счёт свободы технического творчества с применением любого доступного программного обеспечения, но и благодаря отслеживанию паттернов обучения, сканированию интереса к тематике, формированию индивидуальных образовательных траекторий осуществить переход от индивидуальных педагогических теорий к новым формам обучения, которые базируются на статистически подтвержденной результативности для стимулирования более быстрого достижения образовательных целей и ускорения получения отдачи от прилагаемых усилий учащегося.
Литература
2. Belov M.A., Grishko S.I., Lishilin M.V., Osipov P.A., Cheremisina E.N. Strategy for Training IT Professionals Using the Innovative Training Data Center "Virtual Computer Lab " to Effectively Solve the Problems of Digital Transformation and Acceleration of the Digital Economy. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2021; 17(1):134-144. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202101.703
3. Grishko S., Belov M., Cheremisina E., Sychev P. Model for Creating an Adaptive Individual Learning Path for Training Digital Transformation Professionals and Big Data Engineers Using Virtual Computer Lab. In: Ed. by A. G. Kravets, M. Shcherbakov, D. Parygin, P. P. Groumpos. Creativity in Intelligent Technologies and Data Science. CIT&DS 2021. Communications in Computer and Information Science. 2021; 1448:496-507. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-87034-8_36
4. Cheremisina E.N., Belov M.A., Lishilin M.V. Analiz klyuchevyh aktivnostey zhiznennogo tsikla upravleniya znaniyami v vuze i formirovanie kontseptual’noy modeli arhitektury sistemy upravleniya znaniyami [Analysis of the key activities of the life cycle of knowledge management in the university and development of the conceptual architecture of the knowledge management system]. Otkrytoe obrazovanie = Open Education. 2013; (3):34-41. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19117965 (accessed 12.06.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
5. Sidorov D., Belov M. Design of hardware-software systems in the educational process with the use of Virtual Computer Lab. Sistemnyj analiz v nauke i obrazovanii = System Analysis in Science and Education. 2020; (2):70-82. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.37005/2071-9612-2020-2-70-82
6. Belov M.A., Korenkov V.V., Potemkina S.V., Lishilin M.V., Cheremisina E.N., Tokareva N.A., Kryukov Yu.A. Methodical aspects of training data scientists using the data GRID in a Virtual Computer Lab environment. CEUR Workshop Proceedings. 2019; 2507:236-240. Available at: http://ceur-ws.org/Vol-2507/236-240-paper-41.pdf (accessed 12.06.2021). (In Eng.)
7. Belov M.A., Korenkov V.V., Tokareva N.A., Cheremisina E.N. Architecture of a Compact Data GRID Cluster for Teaching Modern Methods of Data Mining in the Virtual Computer Lab. EPJ Web of Conferences. 2020; 226:03004. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1051/epjconf/202022603004
8. Belov M.A., Lupanov P.E., Minzov A.S., Tokareva N.A. Sistema upravleniya virtual’noj infrastrukturoj na osnove vizual’nyh modelej v srede virtual’noj komp’yuternoj laboratorii [Virtual infrastructure management based on visual models in the Virtual Computer Lab environment]. Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki = Modern Science: actual problems of theory and practice. Series "Natural & Technical Sciences". 2019; (6-2):41-46. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=40873261 (accessed 12.06.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
9. Belov M.A., Krukov Y.A., Mikheev M.A., Lupanov P.E., Tokareva N.A., Cheremisina E.N. Essential aspects of it training technology for processing, storage and data mining using the Virtual Computer Lab. CEUR Workshop Proceedings. 2018; 2267:207-212. Available at: http://ceur-ws.org/Vol-2267/207-212-pa-per-38.pdf (accessed 12.06.2021). (In Eng.)
10. Belov M.A., Kryukov Yu.A., Lupanov P.E., Mikheev M.A., Cheremisina E.N. Koncepciya kognitivnogo vzaimodeystviya s virtual’noy komp’yuternoy laboratoriey na osnove vizual’nyh modeley i ehkspertnoy sistemy [The concept of cognitive interaction with a Virtual Computer Laboratory based on visual models and expert systems]. Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki = Modern Science: actual problems of theory and practice. Series "Natural & Technical Sciences". 2018; (10):27-35. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36403665 (accessed 12.06.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
11. Belov M.A., Lupanov P.E., Tokareva N.A., Cheremisina E.N. Kontseptsiya usovershenstvovannoy arhitektury virtual’noy komp’yuternoy laboratorii dlya effektivnogo obucheniya spetsialistov po raspredelennym informatsionnym sistemam razlichnogo naznacheniya i instrumental’nym sredstvam proektirovaniya [Concept of the improved architecture of Virtual Computer Laboratory for effective training of specialists skilled in distributed information systems and design tools]. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2017; 13(1):182-189. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.1.492
12. Belov M., Cheremisina E., Potemkina S. Distance learning through distributed information systems using a Virtual Computer Lab and knowledge management system. Journal of Emerging Research and Solutions in ICT. 2016; 1(2):39-46. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.20544/ERSICT.02.16.P04
13. Lishilin M.V., Belov M.A., Tokareva N.A., Sorokin A.V. Kontseptual’naya model’ sistemy upravleniya znaniyami dlya formirovaniya professional’nyh kompetentsiy v oblasti it v srede virtual’noy komp’yuternoy laboratorii [Conceptual model of knowledge management system for forming professional competence in the field of IT in a Virtual Computer Lab]. Fundamental’nye issledovaniya = Fundamental research. 2015; (11-5):886-890. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25097628 (accessed 12.06.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
14. Belov M.A., Lishilin M.V., Tokareva N.A., Antipov O.E. Ot virtual’noy komp’yuternoy laboratorii k upravleniyu znaniyami. Itogi i perspektivy [From the Virtual Computer Lab to knowledge management. Results and Prospects]. Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie = Quality. Innovation. Education. 2014; (9):3-14. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23089246 (accessed 12.06.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
15. Kazakov V.G., Kosheev G.S., Bobrov L.K. Knowledge management systems and multi-agent systems. Information Society: Education, Science, Culture and Technology of Future. 2017; (1):34-43. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17586/2587-8557-2017-1-34-43
16. Sharipova O.M. Professional'nye standarty, cifrovizacija, model' kompetencij: vzaimosvjaz' dlja dostizhenija strategicheskih zadach [Professional standarts, digitalization, com-petency model: correlation for achievement of strategic goals]. Jekonomika i obshhestvo = Economy and Society. 2020; (S1):56-66. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42809992 (accessed 12.06.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
17. SukhomlinV.A., Zubareva E.V., Yakushin A.V. Methodological Aspects of the Digital Skills Concept. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2017; 13(2):146-152. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.2.253
18. Balashov N., et al. Creating a Unified Educational Environment for Training IT Specialists of Organizations of the JINR Member States in the Field of Cloud Technologies. In: V. Sukhomlin, E. Zubareva (Eds.) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2018. Communications in Computer and Information Science. 2020; 1201:149-162. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_12
19. Sukhomlin V., Zubareva E. Analytical Review of the Current Curriculum Standards in Information Technologies. In: V. Sukhomlin, E. Zubareva (Eds.) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2018. Communications in Computer and Information Science. 2020; 1201:3-41. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_1
20. Sukhomlin V., Zubareva E., Namiot D. Multiplatform System of Digital Talents Development "Academy of OIT". In: V. Sukhomlin, E. Zubareva (Eds.) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2017. Communications in Computer and Information Science. 2021; 1204:3-13. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-78273-3_1
21. Chen D.Q., Preston D.S., Tarafdar M. From Innovative I.S. Strategy to Customer Value: The Roles of Innovative Business Orientation, CIO Leadership and Organizational Climate. SIGMIS Database. 2015; 46(2):8-29. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/2795618.2795620
22. Binder F.V., Albuquerque R., Reinehr Sh., Malucelli A. Innovation and active learning for training mobile app developers. Proceedings of the ACM/IEEE 42nd International Conference on Software Engineering: Software Engineering Education and Training (ICSE-SEET'20). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2020. p. 151-161. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3377814.3381713
23. Hawthorne M.J., Perry D.E. Software Engineering Education in the Era of Outsourcing, Distributed Development, and Open Source Software: Challenges and Opportunities. In: P. Inverardi, M. Jazayeri (Eds.) Software Engineering Education in the Modern Age. ICSE 2005. Lecture Notes in Computer Science. 2006; 4309:166-185. Springer, Berlin, Heidelberg. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/11949374_11
24. Kinnunen P., Malmi L. Problems in Problem-Based Learning-Experiences, Analysis and Lessons Learned on an Introductory Programming Course. Informatics in Education. 2005; 4(2):193-214. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.15388/infedu.2005.11
25. Salas E., Tannenbaum S.I., Kraiger K., Smith-Jentsch K.A. The Science of Training and Development in Organizations: What Matters in Practice. Psychological Science in the Public Interest. 2012; 13(2):74-101. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1177/1529100612436661
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.