Цифровые платформы и возможности их использования в медиабизнесе

Аннотация

Статья посвящена особенностям цифровых платформ в медиабизнесе, как одной из актуальных возможностей его цифровой трансформации. Рассмотрены: понятия цифровой платформы, платформенной бизнес-модели, особенности платформенных решений в медиабизнесе. Подробно рассмотрены функциональные элементы бизнес-платформы. Определены основные критерии целесообразности использования цифровых платформ. Отмечены преимущества и выявленные недостатки цифровых платформ. Приведен сравнительный анализ разных видов цифровых платформ. Выделено понятие и составляющие медиарынка и медиабизнеса. В качестве основного объекта исследования в рамках медиарынка выбран издательский бизнес, поскольку он в настоящее время активно использует возможности он-лайн платформ. Рассмотрено существующее положение и оценены перспективы использования цифровых платформ в медиабизнесе на примере издательского рынка. Выделены виды цифровых платформ, используемых на издательском рынке в настоящее время, их функции и возможности использования. Приведены конкретные примеры платформенных моделей на издательском рынке. Определены недостатки и ограничения текущего использования бизнес-платформ в издательском бизнесе. Перечислены необходимые подсистемы цифровых платформ в медиабизнесе для B2B и B2C секторов. Представлен сравнительный анализ существующих цифровых платформенных сервисов и сформулированы основные отличия между платформой и витриной. В заключении подчеркивается необходимость оценки ценности использования цифровой платформы для всех ее участников. Кратко обрисованы перспективы использования платформенной модели в иных сегментам медиарынка, таких как полиграфический рынок. Выявлено, что использование платформенной бизнес-модели в рамках медиарынка позволит обеспечить более полное удовлетворение потребностей пользователей, снизит транзакционные издержки, облегчит взаимодействие между участниками рынка, уменьшит барьер входа новых авторов.

Сведения об авторах

Natalia Mikhailovna Belousova, Московский политехнический университет

доцент кафедры информатики и информационных технологий, кандидат экономических наук, доцент

Natalia Alekseevna Panova, Московский политехнический университет

доцент кафедры экономики и организации, кандидат экономических наук, доцент

Oksana Vyacheslavovna Kublashvili, Московский политехнический университет

доцент кафедры технологии и управления качеством полиграфического и упаковочного производства, кандидат экономических наук, доцент

Литература

1. Vial G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda. The Journal of Strategic Information Systems. 2019;28(2):118-144. doi: https://doi.org/10.1016/j.jsis.2019.01.003
2. Schwertner K. Digital Transformation of Business. Trakia Journal of Sciences. 2017;15(1):388-393. doi: https://doi.org/10.15547/tjs.2017.s.01.065
3. Matt C., Hess T., Benlian A. Digital Transformation Strategies. Business & Information Systems Engineering. 2015;57(5):339-343. doi: https://doi.org/10.1007/s12599-015-0401-5
4. Niyazova Yu.M., Garin A.V., Zlydnev M.I. Digital platform as an information and economic structure. Competency (Russia). 2021;(1):31-36. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.24411/1993-8780-2021-10105
5. Geliskhanov I.Z., Yudina T.N., Babkin A.V. Digital platforms in economics: essence, models, development trends. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2018;11(6):22-36. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.18721/JE.11602
6. Styrin E.M., Dmitrieva N.E., Sinyatullina L.H. Government digital platform: from concept to implementation. Public Administration Issues. 2019;(4):31-60. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41717667 (accessed 27.09.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
7. Kruglikov C.V., Ivashkin M.V. Digital platforms as a tool for the evolution of information communications. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021;(47):227-235. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.24412/2304-6139-2021-6-227-235
8. Narolina T.S., Smotrova T.V., Nekrasova T.A. Analysis of the Modern State of Digital Platforms. Nauka Krasnoârʹâ = Krasnoyarsk Science. 2020;9(2):184-205. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43162165 (accessed 27.09.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
9. Bonina C., Koskinen K., Eaton B., Gawer A. Digital platforms for development: Foundations and research agenda. Information Systems Journal. 2021;31(6):869-902. doi: https://doi.org/10.1111/isj.12326
10. Ruggieri R., Savastano M., Scalingi A., Bala D., D’Ascenzo F. The impact of Digital Platforms on Business Models: an empirical investigation on innovative start-ups. Management & Marketing. 2018;13(4):1210-1225. doi: https://doi.org/10.2478/mmcks-2018-0032
11. Brousseau E., Pénard T. The Economics of Digital Business Models: A Framework for Analyzing the Economics of Platforms. Review of Network Economics. 2007;6(2):81-114. doi: https://doi.org/10.2202/1446-9022.1112
12. Veile J.W., Schmidt M.-C., Voigt K.-I. Toward a new era of cooperation: How industrial digital platforms transform business models in Industry 4.0. Journal of Business Research. 2022;143:387-405. doi: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.11.062
13. Yudina T., Geliskhanov I. Features of digital platforms functioning in information-digital economy. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019;497:012104. doi: https://doi.org/10.1088/1757-899X/497/1/012104
14. Jovanovic M., Sjödin D., Parida V. Co-evolution of platform architecture, platform services, and platform governance: Expanding the platform value of industrial digital platforms. Technovation. 2022;118:102218. doi: https://doi.org/10.1016/j.technovation.2020.102218
15. Bondarev S.A. [Development of an applied digital platform for the medical industry]. Vestnik sovremennyh issledovanij. 2019;(8.1):30-33. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39395014 (accessed 27.09.2022). (In Russ.)
16. Belousova N.M., Panova N.A., Kublashvili O.V. Trends in digitalization in educational publishing: features, problems, and prospects. News of higher educational institutions. Problems of printing and publishing. 2021;(2):21-31. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=47159785 (accessed 27.09.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
17. Belousova N.M., Kublashvili O.V., Panova N.A. Economic aspects of evaluating the competitiveness of the media project. News of higher educational institutions. Problems of printing and publishing. 2019;(4):49-57. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41305159 (accessed 27.09.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
18. Belousova N.M., Panova N.A., Kublashvili O.V. Digital Business Models in Publishing. News of higher educational institutions. Problems of printing and publishing. 2021;(3-4):70-76. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=48074275 (accessed 27.09.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
19. Gawer A. Digital platforms’ boundaries: The interplay of firm scope, platform sides, and digital interfaces. Long Range Planning. 2021;54(5):102045. doi: https://doi.org/10.1016/j.lrp.2020.102045
20. Jacobides M.G., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal. 2018;39(8):2255-2276. doi: https://doi.org/10.1002/smj.2904
21. Sousa R.D., Karimova B., Gorlov S. Digitalization as a New Direction in Education Sphere. E3S Web of Conferences. 2020;159:09014. doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015909014
22. Belousova N.M., Panova N.A., Kublashvili O.V. Digital Transformation in the Media Industry. Modern Information Technologies and IT-Education. 2021;17(4):943-953. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202104.943-953
23. Sheresheva M., Skakovskaya L., Bryzgalova E., Antonov-Ovseenko A., Shitikova H. The Print Media Convergence: Overall Trends and the COVID-19 Pandemic Impact. Journal of Risk and Financial Management. 2021;14(8):364. doi: https://doi.org/10.3390/jrfm14080364
24. Melnik G., Pantserev K. Digitalization of the Communication Environment as an Incentive for Innovation in Media Education. Media Education (Mediaobrazovanie). 2020;60(2):290-297. doi: https://doi.org/10.13187/me.2020.2.290
25. Panova N.A., Panov V.V. Directions of media business development in the digital economy. Danish Scientific Journal. 2020;(36-4):8-13. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42932889 (accessed 27.09.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
Опубликована
2022-12-20
Как цитировать
BELOUSOVA, Natalia Mikhailovna; PANOVA, Natalia Alekseevna; KUBLASHVILI, Oksana Vyacheslavovna. Цифровые платформы и возможности их использования в медиабизнесе. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 18, n. 4, p. 900-911, dec. 2022. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/912>. Дата доступа: 19 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.18.202204.900-911.
Раздел
Когнитивно-информационные технологии в цифровой экономике