Приложение дополненной реальности "Виртуальный криминалистический полигон" для обучения криминалистов

  • Galina Vladimirovna Kuzenkova Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского http://orcid.org/0000-0003-4966-2200
  • Vladimir Yuryevich Tolstolutsky Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского http://orcid.org/0000-0001-8887-3196
  • Egor Alekseevich Shulman Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Аннотация

Развитие методик применения сквозных технологий в обучении стал трендом еще несколько лет назад. Основанием для этого послужила программа цифровизации экономики Российской Федерации. Международная криминалистическая образовательная практика показывает, что наибольший интерес вызывают технологии искусственного интеллекта, виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Нами разработано приложение на основе технологии дополненной реальности «Виртуальный криминалистический полигон». Приложение имеет несколько учебных кейсов как совокупности AR меток и «привязанных» к ним виртуальных 3D-объектов, позволяет создавать учебные криминалистические сцены для обучения студентов не только на специально организованном криминалистическом полигоне, но в любых местах доступных студенту в данный момент. Программа «Виртуальный криминалистический полигон» позволяет проводить осмотр места преступления и выполнять действие со следами и фотофиксацию. Для обучения криминалистической фотографии созданы два режима визуализации меток. Режим распознавания всех меток позволяет производить ориентирующую и обзорную фотосьемку. Режим распознавания основных меток применяется для производства узловой и детальной съемки. Особенностью программной реализации выполнения заданий по криминалистической фотографии является: во-первых, функцию AR меток выполняют «цифровые указатели»; во-вторых, объединение AR меток и виртуальных меток. Обучаемый может видеть учебную сцену целиком или частями, а также вращать, наклонять и перемещать 3D-модели следов преступления на экране мобильного устройства. Содержанием работы студента с виртуальным криминалистическим полигоном является осмотр и описание расположенных по меткам объектов дополненной реальности, составления протокола описания виртуального места преступления согласно требованиям криминалистических действий в реальном мире. Приложение может быть применено для дистанционного обучения студентов дисциплине «Криминалистика». Апробация приложения «Виртуальный криминалистический полигон» проведена в учебном процессе изучения криминалистики студентами направлений «Юриспруденция» и «Национальная безопасность». Программа «Виртуальный криминалистический полигон» расширяет перечень образовательных инструментов, повышает наглядность криминалистических рекомендаций по производству следственных действий.

Сведения об авторах

Galina Vladimirovna Kuzenkova, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

доцент кафедры математического обеспечения и суперкомпьютерных технологий Института информационных технологий, математики и механики, кандидат химических наук

Vladimir Yuryevich Tolstolutsky, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

профессор кафедры уголовного права и процесса Юридического факультета, доктор медицинских наук, профессор

Egor Alekseevich Shulman, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

магистрант кафедры математического обеспечения и суперкомпьютерных технологий Института информационных технологий, математики и механики

Опубликована
2023-06-30
Как цитировать
KUZENKOVA, Galina Vladimirovna; TOLSTOLUTSKY, Vladimir Yuryevich; SHULMAN, Egor Alekseevich. Приложение дополненной реальности "Виртуальный криминалистический полигон" для обучения криминалистов. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 2, june 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/977>. Дата доступа: 22 sep. 2023
Раздел
Е-learning, информационные технологии в образовании