Проблемы применения фонда оценочных средств для проверки сформированности компетенций в процессе диагностической работы
Аннотация
Повышение качества образования относится к наиболее значимым вопросам повышения конкурентноспособности образовательных программ, а значит и для повышения привлекательности образовательных организаций в глазах абитуриентов. В качестве мероприятий по контролю качества образования в вузах проводятся диагностические работы в форме онлайн (дистанционного) тестирования студентов. Несмотря на наличие большого количества тестовых вопросов и опыта проведения таких мероприятий, возникают новые задачи по проверке сформированности компетенций, требующие междисциплинарного подхода к формированию фондов оценочных средств, и тестов. В связи с тем, что в формировании одной компетенции могут участвовать несколько дисциплин и практик, а одна дисциплина может участвовать в формировании нескольких компетенций, требуется направить усилия на структуры фонда оценочных средств, наиболее соответствующие решению педагогических задач (обучение, тренинг, контроль, диагностика и др.). В работе приводятся результаты изучения возможности применения имеющихся ресурсов фондов оценочных средств для проведения внутренней независимой оценки качества образовательной деятельности и подготовки студентов вуза с учетом аккредитационных показателей при проведении диагностической работы. В работе рассмотрен подход к формированию тестовых вариантов заданий диагностического контроля. Выявлены некоторые проблемы, связанные с процедурой тестирования по фондам оценочных средств внешних образовательных организаций и собственного банка тестовых заданий, в связи с чем, задача формирования навыков студентов по прохождению тестового контроля при проведении диагностических работ остается актуальной. Сформулирован ряд рекомендаций по дальнейшему усовершенствованию фонда оценочных средств под уровни усвоения (задания диагностического контроля минимального уровня, задания диагностического контроля среднего уровня усвоения, задания диагностического контроля высокого уровня усвоения), критерии уровня усвоения должны быть выработаны коллективом преподавателей предметников. В качестве рекомендации по дальнейшему развитию фонда оценоночных средств отмечена необходимость применения различных форм представления тестовых заданий, что влияет на дифференцирующую способность тестов выявлять сильных и слабых студентов по математическим, программистским и информационным дисциплинам.
Литература
2. Kuzenkov O.A., Grezina A.V., Shestakova N.V., Karpenko S.N. Opyt razrabotki obrazovatel nyh standartov (v sootvetstvii s FGOS 3 ++) [Experience in the development of educational standards (in accordance with the Federal State Educational Standards 3 ++)]. Educational Technology & Society. 2020;23(1):159-169. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41828165 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
3. Kuzenkov O.A., Zakharova I.V. Competencies of Digital Culture in Mathematics Education and their Formation. Modern Information Technologies and IT-Education. 2021;17(2):379-391. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202102.379-391
4. Shcherbakov N.P. Internal assessment of the quality of training of students. In: Motova G. N. (Ed.) New technologies of education quality assessment: materials of XVI Forum of the Guild of Experts. .: Guild of Experts in the Sphere of Professional Education; 2021. p. 135-141. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=45749561 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
5. Temnov E.S., Potapov S.A., Morzhov A.V., Rannih V.N. Analysis of the implementation of activities in the educational institutions of higher education internal evaluation of the quality of education. News of the Tula state university. Pedagogics. 2018;(3):116-124. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276999 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
6. Ovsyannikova D.D., Volkova T.A. Analysis of existing approaches to internal independent assessment of the quality of educational activities by students of educational organizations. In: Stolyarova O.A. (ed.) Problemy upravlenija kachestvom obrazovanija = Problems of education quality management. Penza: Penza SAU; 2020. p. 111-116. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44682179 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
7. Kiryukhina N.V., Gorbunov A.K., Kritskaya A.R. On the design principles of measuring materials for the residual knowledge control in physics at the university. Jelektronnyj zhurnal: Nauka, tehnika i obrazovanie. 2017;(2):279-289. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29381592 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
8. Kozhukhova N.Yu., Kozhukhova A.N. Development of the Fund of Assessment Tools in the Conditions of Federal State Educational Standards Realization. Bulletin of the Bryansk Agricultural Academy. 2017;(6):60-64. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30647957 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
9. Borovkov A.I., Kiseleva K.N., Romanov P.I. The Normative Legal and Methodological Bases of Formation of Fund Assets Valuation of the Basic Educational Programs of Higher Education. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences. 2016;(2):131-139. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.5862/JHSS.244.16
10. Baykina E.A. Types and structure of evaluation funds in the context of implementation of modular educational programs of the university. The Bulletin of Adyghe State University: Internet Scientific Journal. 2019;(4):15-22. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41863322 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
11. Kasyuk S.T. The theory and practice of creating an evaluation tools for information technology courses at university. In: Sharonova V.B. (ed.) Proceedings of the International Conference on Profile and Vocational Education in Conditions of Modern Polycultural Space. Chelyabinsk: RANEPA, Chelyabinsk Branch; 2016. p. 113-119. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28177287 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
12. Kunts E.Yu., Poletaykin A.N. Digitalization of Rating Tools Fund. In: Proceedings of the VI all-Russian scientific and technical conference on Digital economy. New time New technologies. ROSINFOCOM 2020. Samara: PSUTI; 2020. p. 102-103. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44620043 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
13. Kuzenkov O.A., Kuzenkova G.V., Biryukov R.S. Development of a fund of evaluation tools using the MathBridge package. Educational Technology & Society. 2016;19(4):465-478. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27163069 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
14. Shestakova N.V., Kuzenkova G.V., Karpenko S.N., Borisov N.A., Labutin D.Yu. The system of electronic testing in the complex of forms for the implementation of the fund of evaluation funds. In: Proceedings of the International Conference on Innovative teaching methods in higher education. Nizhny Novgorod: University of Nizhny Novgorod; 2016. p. 279-284. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27304499 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
15. Karpenko S.N., Kuzenkova G.V., Shestakova N.V., Borisov N.A., Kuznetsov A.I. The creation of an electronic testing system on the basis of LMS Moodle as part of the foundation assessment tools. CEUR Workshop Proceedings. 2016;1761:151-157. Available at: https://ceur-ws.org/Vol-1761/paper19.pdf (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
16. Schmid M., Brianza E., Petko D. Developing a short assessment instrument for Technological Pedagogical Content Knowledge (TPACK.xs) and comparing the factor structure of an integrative and a transformative model. Computers & Education. 2020;157:103967. doi: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103967
17. Sviridov V.V., Chudinskiy R.M., Kochukova M.V. Pedagogical model for controlling students 'residual knowledge in natural sciences. Modern problems of science and education. 2021;(1):31. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.17513/spno.30524
18. Nesterov Yu.A., Kurolap S.A., Baskakova A.G. Organization of diagnostic work to check the residual knowledge of students. Proceedings of Voronezh State University. Series: Geography. Geoecology. 2022;(2):128-136. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.17308/ geo.2022.2/9319
19. Grezina A.V., Panasenko A.G. Use of modern technologies in teaching physics during education of buchelors. Modern Information Technologies and IT-Education. 2018;14(1):293-303. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201801.293-303
20. Kuzenkova G.V. The experience of applying the on-line course "Designing the Human-Machine Interface" in the process of training management. Educational Technology & Society. 2019;22(4):154-161. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41233711 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
21. Kuzenkov O.A., Kostromina O.S. The use of educational electronic tools to verify the achievement of the minimum level of mastering the discipline "Mathematical analysis". Educational Technology & Society. 2019;22(4):131-142. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41233709 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
22. Kuzenkov O.A., Kuzenkova G.V., Kiseleva T.P. The use of educational electronic tools for the modernization of the discipline program "Mathematical modeling selection processes". Educational Technology & Society. 2018;21(1):435-448. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32253185 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
23. Kuzenkov O.A., Kuzenkova G.V., Kiseleva T.P. Computer support for educational and research projects in the field of mathematical modeling of selection processes. Educational Technology & Society. 2019;22(1):152-163. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37037790 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
24. Nesterov S.A., Nikolskaya A.N. Analysis of Quality of Quiz Tasks in LMS Moodle. In: Proceedings of the International Conference on System Analysis in Engineering and Control (SAEC-2021). Part 2. St.Petersburg: SPbPU; 2018. p. 383-387. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35279123 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
25. Dyatlova K.D., Gavrilova M.A., Kolpakov I.A. The experience of developing a final competency test. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 2013;(2-1):11-15. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19066893 (accessed 03.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.