Модель обучающей информационной системы подготовки кадров для преподавания в учреждениях среднего профессионального образования

Аннотация

Одной из задач современной системы среднего профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов, соответствующая современному уровню развития техники, готовых к непрерывному образованию и самообразованию. Высокий уровень востребованности специалистов среднего звена у работодателей обусловливает потребность в педагогических кадрах, реализующих программы среднего профессионального образования. Профессионально-педагогическое образование, задачей которого является подготовка таких специалистов, не в полной мере решает эту проблему. Дефицит преподавателей среднего специального образования можно восполнить в рамках организации программ дополнительного образования для бакалавров соответствующего профиля. Будущих педагогов необходимо познакомить с теоретическими и практическими особенностями работы в сфере среднего профессионального образования, сущностью проекта «Профессионалитет» и стандартами WorldSkills. Одной из наиболее удобных форм организации такой работы является создание обучающей системы, использующей технологии искусственного интеллекта.
Целью работы являлось проектирование системы обучения и контроля, направленной на подготовку студентов к преподаванию в системе среднего профессионального образования. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: создание формальной модели обучающей системы; выбор средств для реализации и оптимизации полученной модели.
При разработке системы подготовки студентов бакалавриата к преподаванию в учреждениях среднего профессионального образования использовалась модель готовности к преподаванию, состоящая из следующих компонентов: мотивационно-ориентационный, оценочно-рефлексивный; операционно-действенный.
Каждый из компонентов представлен в нескольких разделах обучающей системы. Мотивационно-ориентационный компонент представлен в материалах курса, отражающих сведения о современной системе среднего профессионального образования, стандартах WorldSkills, демонстрационных экзаменах по стандартам WorldSkills, федеральном проекте «Профессионалитет», о концепции Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. Оценочно-рефлексивный реализован в тестовой части курса, направленной диагностику и самодиагностику профессиональных качеств студентов. Обучающая часть курса реализует операционально-действенный компонент, знакомящий студентов с особенностями педагогической работы в системе среднего профессионального образования.

Сведения об авторах

Ekaterina Igorevna Kiseleva, Воронежский государственный педагогический университет

доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования психолого-педагогического факультета, кандидат физико-математических наук

Anastasia Alexandrovna Sobyanina, Воронежский государственный педагогический университет

старший преподаватель кафедры коррекционной психологии и педагогики психолого-педагогического факультета

Опубликована
2025-07-21
Как цитировать
KISELEVA, Ekaterina Igorevna; SOBYANINA, Anastasia Alexandrovna. Модель обучающей информационной системы подготовки кадров для преподавания в учреждениях среднего профессионального образования. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 21, n. 2, july 2025. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/1220>. Дата доступа: 28 aug. 2025
Раздел
Образовательные ресурсы и лучшая практика ИТ-образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)