Построение искусственной иммунной системы для реализации искусственного интеллекта в компьютерной игре

Аннотация

В данной статье представлена разработка и исследование модели формализации процесса принятия решений в компьютерной игре с использованием методов искусственного интеллекта. В настоящее время с этой целью созданы и применяются различные искусственные нейронные сети и экспертные системы.
Анализ данных работ показал, что данные методы показывают хорошие результаты, однако имеют ряд недостатков, самыми существенным из которых является сложность организации и большое время, затрачиваемое на обучение нейронной сети. Таким образом, ставится проблема разработки новых алгоритмов, сравнимых по скорости принятия решения с искусственными нейронными сетями и экспертными системами и при этом обладающих меньшим временем обучения. Одним из путей решения этой задачи является разработка модели принятия решений на основе искусственной иммунной системы. Целью работы является разработка и исследование модели формализации процесса принятия решений в компьютерной игре с использованием методов искусственного интеллекта.
Для демонстрации возможностей применения искусственной иммунной системы в компьютерных играх была выбрана игра "точки". Данная игра относится к разряду логических, в которой по умолчанию могут играть только два человека. В данной игре позиционное стратегическое планирование сочетается с тактическим перебором вариантов. Для организации поиска решения в дереве решений был создан игровой искусственный интеллект с применением методов, основанных на принципах иммунной системы.
Искусственная иммунная система представляет идеализированный вариант естественного аналога и воспроизводит ключевые составляющие природного процесса: отбор лучших антител популяции в зависимости от степени их аффинитета (близости) к антигену, клонирование антител, мутация антител.

Сведения об авторах

Irina Fedorovna Astachova, Воронежский государственный университет

профессор кафедры математического обеспечения ЭВМ, факультет прикладной математики, информатики и механики, доктор технических наук, профессор

Ekaterina Igorevna Kiseleva, Воронежский государственный педагогический университет

доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, психолого-педагогический факультет, кандидат физико-математических наук

Natalia Victorovna Belyaeva, Воронежский государственный университет

ассистент кафедры математического обеспечения ЭВМ, факультет прикладной математики, информатики и механики

Опубликована
2022-09-30
Как цитировать
ASTACHOVA, Irina Fedorovna; KISELEVA, Ekaterina Igorevna; BELYAEVA, Natalia Victorovna. Построение искусственной иммунной системы для реализации искусственного интеллекта в компьютерной игре. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 18, n. 2, sep. 2022. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/866>. Дата доступа: 09 dec. 2022
Раздел
Исследования и разработки в области новых ИТ и их приложений