Дистанционное образование в условиях действия ограничительных мер и его влияние на готовность студентов к такому формату проведения занятий
Аннотация
В прошедшем, 2019-2020, учебный году в связи со вспышкой коронавирусной инфекции (COVID-19), объявленной пандемией, во многих странах, в том числе, в Российской Федерации, были введены ограничительные меры с целью минимизации риска заражения. По этой причине образовательные учреждения перешли на дистанционную форму проведения занятий.
В данной статье предлагается рассмотреть итоги реализации дистанционного формата образования во втором семестре прошедшего учебного года, его влияние на готовность обучающихся к такому способу проведения занятий, возможности самоорганизации, а также мотивацию студентов к обучению. Подготовительная работа состояла из двух основных частей. Первая из них представляла собой формирование анкеты, позволяющей оценить отношение студентов к дистанционному образованию, к используемым дистанционным образовательным технологиям и их уровень самоорганизации. Вторая заключалась в сборе данных по сформированной анкете и анкете Т.И. Ильиной, предназначенной для анализа уровня мотивации к обучению. В качестве участников опроса выступали студенты 2-4 курса бакалавриата, 2-5 курса специалитета, 2 курса магистратуры факультета прикладной математики, информатики и механики Воронежского государственного университета. Далее полученные анкеты были обработаны, и на основании этой информации были сделаны выводы об отношении студентов к дистанционной форме проведения занятий по различным типам предметов, готовности студентов к ней и их способности к самоорганизации.
Исходя из результатов обработки второго набора анкетных данных, был проанализирован уровень мотивации респондентов к обучению, а также проведено сравнение полученных результатов с данными аналогичного опроса, полученными до введения ограничительных мер.
Литература
[2] Biner P.M., Dean R.S., Mellinger A.E. Factors underlying distance learner satisfaction with televised college-level courses. American Journal of Distance Education. 1994; 8(1):60-71. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/08923649409526845
[3] Armstrong L. Distance Learning: An Academic Leader's Perspective On a Disruptive Product. Change: The Magazine of Higher Learning. 2000; 32(6):20-27. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/00091380009601762
[4] Bozkurt A. Intellectual roots of Distance Education : A progressive knowledge domain analysis. Distance Education. 2019; 40(4):497-514. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/01587919.2019.1681894
[5] Lee K., Choi H., Cho Y.H. Becoming a competent self: A developmental process of adult distance learning. The Internet and Higher Education. 2019; 41:25-33. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2018.12.001
[6] Rice M.F., Lowenthal P.R., Woodley X. Distance education across critical theoretical landscapes: touchstones for quality research and teaching. Distance Education. 2020; 41(3):319-325. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/01587919.2020.1790091
[7] Ivanova T.N. Trends and Prospects of Remote Education. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2015; (2):42-45. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23829832 (accessed 17.06.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[8] Kruger-Ross M.J., Waters R.D. Predicting online learning success: Applying the situational theory of publics to the virtual classroom. Computers & Education. 2013; 61:176-184. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.09.015
[9] Guohong G., Ning L., Wenxian X., Wenlong W. The Study on the Development of Internet-based Distance Education and Problems. Energy Procedia. 2012; 17(B):1362-1368. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.egypro.2012.02.253
[10] Voloshinova A.D. Social Media in Educational Process: Experience of Foreign Researchers in the Context of Russian Higher Education Problems. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017; 6(3):55-58. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30101825 (accessed 17.06.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[11] Grechushkina N.V. Online Course: Definition and Classification. Higher Education in Russia. 2018; 27(6):125-134. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35161104 (accessed 17.06.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[12] Peled Y., Eshet Y., Barczyk C., Grinautski K. Predictors of Academic Dishonesty among undergraduate students in online and face-to-face courses. Computers & Education. 2019; 131:49-59. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.05.012
[13] Golubeva A.N. Mass open online courses: the concept, classification and experience in the application of higher education. Voprosy pedagogiki = Questions of Pedagogy. 2017; (7):25-29. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29800843 (accessed 17.06.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[14] Money W.H., Dean B.P. Incorporating student population differences for effective online education: A content-based review and integrative model. Computers & Education. 2019; 138:57-82. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.03.013
[15] Shibani A., Knight S., Shum S.B. Educator perspectives on learning analytics in classroom practice. The Internet and Higher Education . 2020; 46:100730. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2020.100730
[16] Alves P., Miranda L., Morais C. The Influence of Virtual Learning Environments in Students'Performance. Universal Journal of Educational Research . 2017; 5(3):517-527. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2017.050325
[17] Han H., Johnson S.D. Relationship between Students’Emotional Intelligence, Social Bond, and Interactions in Online Learning. Educational Technology & Society. 2012: 15(1):78-89. Available at: https://www.ds.unipi.gr/et&s/journals/15_1/8.pdf (accessed 17.06.2020). (In Eng.)
[18] Fryer L.K., Bovee H.N. Supporting students'motivation for e-learning: Teachers matter on and offline. The Internet and Higher Education. 2016; 30:21-29. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2016.03.003
[19] Cho M.-H., Tobias S. Should Instructors Require Discussion in Online Courses? Effects of Online Discussion on Community of Inquiry, Learner Time, Satisfaction, and Achievement. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2016; 17(2):123-140. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v17i2.2342
[20] Mehta A., Morris N.P., Swinnerton B., Homer M. Influence of Values on E-learning Adoption. Computers & Education. 2019; 141:103617. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103617
[21] Alqurashi E. Predicting student satisfaction and perceived learning within online learning environments. Distance Education. 2019; 40(1):133-148. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/01587919.2018.1553562
[22] Bernard R.M., Abrami P.C., Borokhovski E., Wade C.A., Tamim R.M., Surkes M.A. A Meta-Analysis of Three Types of Interaction Treatments in Distance Education. Review of Educational Research. 2009; 79:1243-1289. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.3102/0034654309333844
[23] Lim C.K. Computer self-efficacy, academic self-concept, and other predictors of satisfaction and future participation of adult distance learners. American Journal of Distance Education. 2001; 15(2):41-51. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/08923640109527083
[24] Ilyin E.P. Motivatsiya i motivy [Motivation and Motives]. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2002. (In Russ.)
[25] Koval L.V. Attitude of Technical Directions Students to Online Courses in the Higher Education System. Problems of Social and Humanitarian Sciences. 2020; (1):188-198. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42600757 (accessed 17.06.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[26] Baryshnikov S.V., Koval L.V., Nekrasova T.A., Purgaeva I.A., Frolova V.P. Issues of Online Training Development in Higher Education System in the Context of Economy Digitalization. In: Russian Conference on Digital Economy and Knowledge Management (RuDEcK 2020). Advances in Economics, Business and Management Research. Atlantis Press; 2020. p. 324-330. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200730.060
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.