Дистанционное и смешанное образование

процесс, результаты, мотивация и адаптация в восприятии студентов

Аннотация

В связи с изменениями в эпидемиологической обстановки в мире в последние несколько лет произошли значительные изменения в организации образовательного процесса. Так, в течение некоторого времени все занятия проводились в дистанционном формате, затем полностью дистанционный формат был заменен форматом смешанным, который во многих учебных заведениях страны (преимущественно в высших учебных заведениях) продолжает действовать и до настоящего момента. Отношение со стороны участников процесса к таким формам проведения занятий однозначным назвать сложно, как нельзя и с определенностью сказать, что адаптация к изменениям прошла успешно.
В данной статье рассматриваются результаты проведенного исследования отношения студентов к дистанционному и смешанному формату обучения, оценки ими объективности текущего контроля в этих форматах, а также оценки объективности промежуточного контроля. В анкету были включены и вопросы, относящиеся к уровню мотивации, адаптации к новым форматам обучения и уровню удовлетворенности ими, вопросы, касающиеся применяемых подходов, методик и технологий. Также в рамках опроса были исследован уровень самоорганизации обучающихся.
Для обсуждаемого исследования была разработана анкета, включающая 32 вопроса с различными типами ответов. Мотивация к обучению исследовалась с помощью анкеты Т. И. Ильиной. Участниками опроса стали студенты факультета прикладной математики, информатики и механики Воронежского государственного университета всех курсов и форм обучения: бакалавриата, специалитета и магистратуры.
После обработки ответов на авторскую анкету сделаны выводы об отношении обучающихся к дистанционному и смешанному форматам проведения занятий, их приемлемости для студентов, адаптации к ним и способности студентов к самоорганизации. Результаты ответов на анкету Т. И. Ильиной говорят о соотношении стремления к приобретению знаний, к овладению профессией и получению диплома. Также проведено сравнение результатов с предыдущими исследованиями.

Сведения об авторах

Yuliana Aleksandrovna Kryzhanovskaya, Воронежский государственный университет

старший преподаватель кафедры ERP-систем и бизнес процессов, факультет прикладной математики, информатики и механики

Liubov Victorovna Koval, Воронежский государственный технический университет

доцент кафедры философии, социологии и истории культурно-просветительского факультета, кандидат исторических наук, доцент

Опубликована
2023-03-30
Как цитировать
KRYZHANOVSKAYA, Yuliana Aleksandrovna; KOVAL, Liubov Victorovna. Дистанционное и смешанное образование. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 1, mar. 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/942>. Дата доступа: 04 june 2023
Раздел
Е-learning, информационные технологии в образовании