Дистанционное и смешанное образование

процесс, результаты, мотивация и адаптация в восприятии студентов

Аннотация

В связи с изменениями в эпидемиологической обстановки в мире в последние несколько лет произошли значительные изменения в организации образовательного процесса. Так, в течение некоторого времени все занятия проводились в дистанционном формате, затем полностью дистанционный формат был заменен форматом смешанным, который во многих учебных заведениях страны (преимущественно в высших учебных заведениях) продолжает действовать и до настоящего момента. Отношение со стороны участников процесса к таким формам проведения занятий однозначным назвать сложно, как нельзя и с определенностью сказать, что адаптация к изменениям прошла успешно.
В данной статье рассматриваются результаты проведенного исследования отношения студентов к дистанционному и смешанному формату обучения, оценки ими объективности текущего контроля в этих форматах, а также оценки объективности промежуточного контроля. В анкету были включены и вопросы, относящиеся к уровню мотивации, адаптации к новым форматам обучения и уровню удовлетворенности ими, вопросы, касающиеся применяемых подходов, методик и технологий. Также в рамках опроса были исследован уровень самоорганизации обучающихся.
Для обсуждаемого исследования была разработана анкета, включающая 32 вопроса с различными типами ответов. Мотивация к обучению исследовалась с помощью анкеты Т. И. Ильиной. Участниками опроса стали студенты факультета прикладной математики, информатики и механики Воронежского государственного университета всех курсов и форм обучения: бакалавриата, специалитета и магистратуры.
После обработки ответов на авторскую анкету сделаны выводы об отношении обучающихся к дистанционному и смешанному форматам проведения занятий, их приемлемости для студентов, адаптации к ним и способности студентов к самоорганизации. Результаты ответов на анкету Т. И. Ильиной говорят о соотношении стремления к приобретению знаний, к овладению профессией и получению диплома. Также проведено сравнение результатов с предыдущими исследованиями.


Сведения об авторах

Yuliana Aleksandrovna Kryzhanovskaya, Воронежский государственный университет

старший преподаватель кафедры ERP-систем и бизнес процессов факультета прикладной математики, информатики и механики

Liubov Victorovna Koval, Воронежский государственный технический университет

доцент кафедры философии, социологии и истории культурно-просветительского факультета, кандидат исторических наук, доцент

Литература

1. Janelli M. E-learning in Theory, Practice and Research. Voprosy Obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2018;(4):81-98. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-81-98
2. Popova N.E., Chikova O.A. Technologies of distance learning as an innovation in the course of implementation of educational standards of new generation. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2014;(2):17-26. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1402.02
3. Bangert K., Bates J., Beck S., et al. Remote practicals in the time of coronavirus, a multidisciplinary approach. International Journal of Mechanical Engineering Education. 2022;50(2):219-239. doi: https://doi.org/10.1177/0306419020958100
4. Dvorakova Z., Kulachinskaya A. How the COVID-19 made universities switch to distance education: the Russian and Czech cases. In: Proceedings of the 2nd International Scientific Conference on Innovations in Digital Economy (SPBPU IDE '20). New York, NY, USA: Association for Computing Machinery; 2021. Article number: 50. p. 1-7. doi: https://doi.org/10.1145/3444465.3444490
5. Baryshnikov S.V., Koval L.V., Nekrasova T.A., et al. Issues of Online Training Development in Higher Education System in the Context of Economy Digitalization. In: Proceedings of the Russian Conference on Digital Economy and Knowledge Management (RuDEcK 2020). Atlantis Press; 2020. p. 324-330. doi: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200730.060
6. Sasan J.M., Baritua J.C. Distance learning as a learning modality for education during the COVID-19 pandemic. Science and Education. 2022;3(8):35-44. Available at: https://openscience.uz/index.php/sciedu/article/view/4121 (accessed 17.01.2023).
7. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E., et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. The Lancet. 2020;395(10227):912-920. doi: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8
8. Lischer S., Safi N., Dickson C. Remote learning and students mental health during the Covid-19 pandemic: A mixed-method enquiry. PROSPECTS. 2022;51:589-599. doi: https://doi.org/10.1007/s11125-020-09530-w
9. Lister K., Seale J., Douce C. Mental health in distance learning: a taxonomy of barriers and enablers to student mental wellbeing. Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2023;38(2):102-116. doi: https://doi.org/10.1080/02680513.2021.1899907
10. Araoz E.G.E., Roque M.M., Ramos N.A.G., Uchasara H.J.M., Araoz M.C.Z. Academic stress in Peruvian university students in COVID-19 pandemic times. AVFT Archivos Venezolanos de Farmacología y Terapéutica. 2021;40(1):88-93. (In Spain) doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.4675923
11. Peled Y., et al. Predictors of Academic Dishonesty among undergraduate students in online and face-to-face courses. Computers & Education. 2019;131:49-59. doi: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.05.012
12. Rice M.F., Lowenthal P.R., Woodley X. Distance education across critical theoretical landscapes: touchstones for quality research and teaching. Distance Education. 2020;41(3):319-325. doi: https://doi.org/10.1080/01587919.2020.1790091
13. Lee K., Choi H., Cho Y.H. Becoming a competent self: developmental process of adult distance learning. The Internet and Higher Education. 2019;41:25-33. doi: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2018.12.001
14. Kruger-Ross M.J., Waters R.D. Predicting online learning success: Applying the situational theory of publics to the virtual classroom. Computers & Education. 2013;61(2):176-184. doi: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.09.015
15. Delic K.A., Riley J.A. Will post COVID-19 education be digital? Virtual round table featuring Peter Denning, Andrew Odlyzko, Espen Andersen, and Jeffrey Johnson. Ubiquity. 2020. Article number: 2. p. 1-8. doi: https://doi.org/10.1145/3427755
16. Zhu J. Directly Hit the COVID-19: Research on Online Education under "Suspended Class, Ongoing Learning". In: Proceedings of the 2020 4th International Conference on Education and E-Learning (ICEEL '20). New York, NY, USA: Association for Computing Machinery; 2021. p. 214-219. doi: https://doi.org/10.1145/3439147.3439186
17. Akugizibwe E., Ahn J.Yo. Perspectives for effective integration of e-learning tools in university mathematics instruction for developing countries. Education and Information Technologies. 2020;25(2):889-903. doi: https://doi.org/10.1007/s10639-019-09995-z
18. Beranola A.R., et al. Analysis of the use of technological tools in university higher education using the soft systems methodology. International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2020;11(7):412-420. doi: https://doi.org/10.14569/IJACSA.2020.0110754
19. Barabash O., et al. Online education in new period of sustainable development after the pandemic. E3S Web of Conferences. 2021;244:11053. doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202124411053
20. Olkhovaya T.A., Poyarkova E.V. New Practices of Engineering Education in Conditions of Distance Learning. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020;29(8-9):142-154. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-142-154
21. Keyek-Franssen D. Practices for Student Success: From Face-to-Face to At-Scale and Back. Voprosy Obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2018;(4):116-138. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-116-138
22. Koval L.V. Attitude of technical directions students to online courses in the higher education system. Problems of Social and Humanitarian Sciences. 2020;(1):188-198. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42600757 (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.)
23. Baron-Ramirez N., Gallegos J.C.P., Sprock A.S., De La Torre B.A.T., Contreras-Castillo J., Romero J. C. M. Distance learning as an emergency strategy: Students opinions about its implementation during the COVID-19 pandemic. In: 2021 XVI Latin American Conference on Learning Technologies (LACLO). Arequipa, Peru: IEEE Computer Society; 2021. p. 158-164. doi: https://doi.org/10.1109/LACLO54177.2021.00023
24. Kryzhanovskaya Yu.A. Distance Education during Urgent Safety Restrictions and its Impact on the Students Readiness for such Method of Conducting Classes. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2020;16(2):482-489. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.16.202002.482-489
25. Han H., Johnson S.D. Relationship between Students Emotional Intelligence, Social Bond, and Interactions in Online Learning. Educational Technology & Society. 2012;15(1):78-89. Available at: https://www.j-ets.net/collection/published-issues/15_1 (accessed 17.01.2023).
26. Fryer L.K., Bovee H.N. Supporting students motivation for e-learning: Teachers matter on and offline. The Internet and Higher Education. 2016;30(7):21-29. doi: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2016.03.003
Опубликована
2023-03-30
Как цитировать
KRYZHANOVSKAYA, Yuliana Aleksandrovna; KOVAL, Liubov Victorovna. Дистанционное и смешанное образование. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 1, p. 83-92, mar. 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/942>. Дата доступа: 29 may 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.019.202301.083-092.
Раздел
Е-learning, информационные технологии в образовании