Дистанционное и смешанное образование
процесс, результаты, мотивация и адаптация в восприятии студентов
Аннотация
В связи с изменениями в эпидемиологической обстановки в мире в последние несколько лет произошли значительные изменения в организации образовательного процесса. Так, в течение некоторого времени все занятия проводились в дистанционном формате, затем полностью дистанционный формат был заменен форматом смешанным, который во многих учебных заведениях страны (преимущественно в высших учебных заведениях) продолжает действовать и до настоящего момента. Отношение со стороны участников процесса к таким формам проведения занятий однозначным назвать сложно, как нельзя и с определенностью сказать, что адаптация к изменениям прошла успешно.
В данной статье рассматриваются результаты проведенного исследования отношения студентов к дистанционному и смешанному формату обучения, оценки ими объективности текущего контроля в этих форматах, а также оценки объективности промежуточного контроля. В анкету были включены и вопросы, относящиеся к уровню мотивации, адаптации к новым форматам обучения и уровню удовлетворенности ими, вопросы, касающиеся применяемых подходов, методик и технологий. Также в рамках опроса были исследован уровень самоорганизации обучающихся.
Для обсуждаемого исследования была разработана анкета, включающая 32 вопроса с различными типами ответов. Мотивация к обучению исследовалась с помощью анкеты Т. И. Ильиной. Участниками опроса стали студенты факультета прикладной математики, информатики и механики Воронежского государственного университета всех курсов и форм обучения: бакалавриата, специалитета и магистратуры.
После обработки ответов на авторскую анкету сделаны выводы об отношении обучающихся к дистанционному и смешанному форматам проведения занятий, их приемлемости для студентов, адаптации к ним и способности студентов к самоорганизации. Результаты ответов на анкету Т. И. Ильиной говорят о соотношении стремления к приобретению знаний, к овладению профессией и получению диплома. Также проведено сравнение результатов с предыдущими исследованиями.
Литература
2. Popova N.E., Chikova O.A. Technologies of distance learning as an innovation in the course of implementation of educational standards of new generation. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2014;(2):17-26. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1402.02
3. Bangert K., Bates J., Beck S., et al. Remote practicals in the time of coronavirus, a multidisciplinary approach. International Journal of Mechanical Engineering Education. 2022;50(2):219-239. doi: https://doi.org/10.1177/0306419020958100
4. Dvorakova Z., Kulachinskaya A. How the COVID-19 made universities switch to distance education: the Russian and Czech cases. In: Proceedings of the 2nd International Scientific Conference on Innovations in Digital Economy (SPBPU IDE '20). New York, NY, USA: Association for Computing Machinery; 2021. Article number: 50. p. 1-7. doi: https://doi.org/10.1145/3444465.3444490
5. Baryshnikov S.V., Koval L.V., Nekrasova T.A., et al. Issues of Online Training Development in Higher Education System in the Context of Economy Digitalization. In: Proceedings of the Russian Conference on Digital Economy and Knowledge Management (RuDEcK 2020). Atlantis Press; 2020. p. 324-330. doi: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200730.060
6. Sasan J.M., Baritua J.C. Distance learning as a learning modality for education during the COVID-19 pandemic. Science and Education. 2022;3(8):35-44. Available at: https://openscience.uz/index.php/sciedu/article/view/4121 (accessed 17.01.2023).
7. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E., et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. The Lancet. 2020;395(10227):912-920. doi: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8
8. Lischer S., Safi N., Dickson C. Remote learning and students mental health during the Covid-19 pandemic: A mixed-method enquiry. PROSPECTS. 2022;51:589-599. doi: https://doi.org/10.1007/s11125-020-09530-w
9. Lister K., Seale J., Douce C. Mental health in distance learning: a taxonomy of barriers and enablers to student mental wellbeing. Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2023;38(2):102-116. doi: https://doi.org/10.1080/02680513.2021.1899907
10. Araoz E.G.E., Roque M.M., Ramos N.A.G., Uchasara H.J.M., Araoz M.C.Z. Academic stress in Peruvian university students in COVID-19 pandemic times. AVFT Archivos Venezolanos de Farmacología y Terapéutica. 2021;40(1):88-93. (In Spain) doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.4675923
11. Peled Y., et al. Predictors of Academic Dishonesty among undergraduate students in online and face-to-face courses. Computers & Education. 2019;131:49-59. doi: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.05.012
12. Rice M.F., Lowenthal P.R., Woodley X. Distance education across critical theoretical landscapes: touchstones for quality research and teaching. Distance Education. 2020;41(3):319-325. doi: https://doi.org/10.1080/01587919.2020.1790091
13. Lee K., Choi H., Cho Y.H. Becoming a competent self: developmental process of adult distance learning. The Internet and Higher Education. 2019;41:25-33. doi: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2018.12.001
14. Kruger-Ross M.J., Waters R.D. Predicting online learning success: Applying the situational theory of publics to the virtual classroom. Computers & Education. 2013;61(2):176-184. doi: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.09.015
15. Delic K.A., Riley J.A. Will post COVID-19 education be digital? Virtual round table featuring Peter Denning, Andrew Odlyzko, Espen Andersen, and Jeffrey Johnson. Ubiquity. 2020. Article number: 2. p. 1-8. doi: https://doi.org/10.1145/3427755
16. Zhu J. Directly Hit the COVID-19: Research on Online Education under "Suspended Class, Ongoing Learning". In: Proceedings of the 2020 4th International Conference on Education and E-Learning (ICEEL '20). New York, NY, USA: Association for Computing Machinery; 2021. p. 214-219. doi: https://doi.org/10.1145/3439147.3439186
17. Akugizibwe E., Ahn J.Yo. Perspectives for effective integration of e-learning tools in university mathematics instruction for developing countries. Education and Information Technologies. 2020;25(2):889-903. doi: https://doi.org/10.1007/s10639-019-09995-z
18. Beranola A.R., et al. Analysis of the use of technological tools in university higher education using the soft systems methodology. International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2020;11(7):412-420. doi: https://doi.org/10.14569/IJACSA.2020.0110754
19. Barabash O., et al. Online education in new period of sustainable development after the pandemic. E3S Web of Conferences. 2021;244:11053. doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202124411053
20. Olkhovaya T.A., Poyarkova E.V. New Practices of Engineering Education in Conditions of Distance Learning. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020;29(8-9):142-154. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-142-154
21. Keyek-Franssen D. Practices for Student Success: From Face-to-Face to At-Scale and Back. Voprosy Obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2018;(4):116-138. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-116-138
22. Koval L.V. Attitude of technical directions students to online courses in the higher education system. Problems of Social and Humanitarian Sciences. 2020;(1):188-198. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42600757 (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.)
23. Baron-Ramirez N., Gallegos J.C.P., Sprock A.S., De La Torre B.A.T., Contreras-Castillo J., Romero J. C. M. Distance learning as an emergency strategy: Students opinions about its implementation during the COVID-19 pandemic. In: 2021 XVI Latin American Conference on Learning Technologies (LACLO). Arequipa, Peru: IEEE Computer Society; 2021. p. 158-164. doi: https://doi.org/10.1109/LACLO54177.2021.00023
24. Kryzhanovskaya Yu.A. Distance Education during Urgent Safety Restrictions and its Impact on the Students Readiness for such Method of Conducting Classes. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2020;16(2):482-489. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.16.202002.482-489
25. Han H., Johnson S.D. Relationship between Students Emotional Intelligence, Social Bond, and Interactions in Online Learning. Educational Technology & Society. 2012;15(1):78-89. Available at: https://www.j-ets.net/collection/published-issues/15_1 (accessed 17.01.2023).
26. Fryer L.K., Bovee H.N. Supporting students motivation for e-learning: Teachers matter on and offline. The Internet and Higher Education. 2016;30(7):21-29. doi: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2016.03.003
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.