Дистанционное обучение как современный формат совершенствования навыка чтения с губ

на базе корпуса омовизем

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме в области визуального восприятия и понимания устной речи человеком с ограниченными возможностями по слуху. Низкая вероятность правильного понимания визуальной информации объясняется соответствием одной виземы нескольким фонемам. Это влияет на образование в устной речи разнозначных слов со схожими артикуляционными рисунками. Для определения этих слов использован введённый авторами термин «омовиземы». Большое количество в русской речи таких слов приводит к их взаимозаменяемости и не позволяет различить их между собой не только вне контекста, но в отдельных случаях и при его наличии Цель исследования заключается в анализе возможности и целесообразности использования корпуса омовизем для решения определённых трудностей в процессе обучения чтению с губ. В настоящее время одним из перспективных направлений в образовании является дистанционное обучение. В статье рассматривается использование дистанционной формы для анализа структуры чтения с губ на основе корпуса омовизем русского языка. Данный корпус разработан на основе подготовленного материала, сгруппированного в отдельные цепочки по принципу одинаковых артикуляционных оболочек слов, за исключением псевдослов. Он предназначен для ознакомления пользователя с наличием в устной русской речи омовизем. Это позволит ему пополнить свой словарный запас и упростить визуальное восприятие устного сообщения. Приведены примеры возможных вариантов распознанных слов со схожими виземами на основе контента разработанного корпуса. Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод об актуальности выбранной темы. Они помогут спрогнозировать неопределённость при выборе правильного значения. Дистанционное обучение как современный формат направлено на развитие личностных способностей людей с ограниченными способностями по слуху, повышении их навыков в плане понимания устного высказывания, полноценной социальной адаптации в обществе.

Сведения об авторах

Maria Alexandrovna Myasoedova, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

научныий   сотрудник

Zinaida Pavlovna Myasoedova, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

научный сотрудник

Опубликована
2022-07-20
Как цитировать
MYASOEDOVA, Maria Alexandrovna; MYASOEDOVA, Zinaida Pavlovna. Дистанционное обучение как современный формат совершенствования навыка чтения с губ. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 18, n. 2, july 2022. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/867>. Дата доступа: 09 dec. 2022
Раздел
Исследования и разработки в области новых ИТ и их приложений

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)