Изучение концепции информации студентами ИТ-направлений

  • Oleg Anatolyevich Kuzenkov Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского http://orcid.org/0000-0001-9407-0517

Аннотация

Введение. Несмотря на отсутствие в настоящее время научного консенсуса относительно содержания термина «информация»,при обучении студентов ИТ-направлений существует потребность в формировании рабочего, достаточно строгого понимания этого термина, имеющего практическое значение в области информационных технологий.Для совершенствования подготовки студентов ИТ-направлений, достижения большей логичности и последовательности обучения целесообразно включать вопросы, касающиеся определения информации, в программы учебных дисциплин при их модернизации. Целью настоящего исследования является формирование рабочего определения понятия «информация», приемлемого и полезного для студентов, обучающихся по ИТ-направлениям, а также методики освоения концепции информации в процессе их подготовки.
Материалы и методы. Основной метод исследования состоит в логическом анализе сложившихся представлений об информации, значимых для сферы информационных технологий. Материалами исследования являются существующие концепции информации. В ходе проведенного анализа рассмотрена связь понятия информации с сокращением числа альтернатив, с изменением неоднородности распределения, учтена возможность отображения как важнейшее свойство информации.
Результаты исследования. Сформулированное в результате проведенного исследования рабочее определение информации достаточно широко, охватывает практически значимые для информационных технологий случаи и допускает возможность использования в широком круге дисциплин профессионального цикла при подготовке студентов ИТ-направлений. Предлагаемое определение является достаточно простым и понятным и в то же время строго математическим. Оно вполне доступно студентам ИТ-направлений на самых первых курсах обучения. Такое объяснение информации представляется удобным и полезным для обучения. Такой подход к определению информации вполне конструктивен.
Обсуждение и заключение. Использование выработанного в результате исследования подхода к понятию информации может быть эффективным методическим приемом в образовательном процессе. В то же время это определение не претендует на абсолютную универсальность; оно не рассматривает гуманитарные, социальные, юридические и философские аспекты информации, составляющие предмет дисциплин социально-гуманитарного цикла. Показано, как разработанный подход может использоваться при модернизации программ учебных дисциплин подготовки студентов ИТ-направлений.


Сведения об авторе

Oleg Anatolyevich Kuzenkov, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

доцент кафедры дифференциальных уравнений, математического и численного анализа Института информационных технологий, математики и механики, кандидат физико-математических наук, доцент

Литература

1. Lektorsky V.A., Pruzhinin B.I., Bodyakin V.I., Dubrovsky D.I., Kolin K.K., Melik-Gaikazyan I.V., Ursul A.D. The information approach in interdisciplinary prospect (a round-table discussion). Voprosy Filosofii. 2010;(2):84-112. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13855413 (accessed 11.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
2. Floridi L. What is the philosophy of information? Metaphilosophy. 2002;33(1/2):123-145. Available at: http://www.jstor.org/stable/24439320 (accessed 11.12.2022).
3. Liu Gang. Philosophy of Information and Foundations of Future Chinese Philosophy of Science and Technique. Voprosy Filosofii. 2007;(5):45-57. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9519052 (accessed 11.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
4. Introduction: Information is what Information Does. In: Adriaans P., van Benthem J. (eds.) Philosophy of Information. Vol. 8. Handbook of the Philosophy of Science. Elsevier B.V.; 2008. p. 3-26. doi: https://doi.org/10.1016/B978-0-444-51726-5.50006-6
5. Kolin K.K. Philosophy of information: the structure of reality and the phenomenon of information. Metafizika = Metaphysics. 2013;(4):61-84. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23279612 (accessed 11.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
6. Saprykin M.Yu., Saprykina N.A. The analysis of the concept of "information" from a position of the object-oriented approach. Naukovedenie. 2016;8(2):1-10. (In Russ., abstract in Eng.) doi: http://dx.doi.org/10.15862/36TVN216
7. Zakarlyuk N.M. The problem of information and theoretical informatics. Pedagogical Informatics. 2005;(2):61-72.Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12938154 (accessed 11.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
8. Lysak I.V. information as a general scientific and philosophical concept basic approaches to its definition. Philosophical problems of IT and Cyberspace. 2015;(2):9-26. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.17726/philIT.2015.10.2.391
9. Bakaeva Zh.Yu. The variety of methodological approaches to the nature of the information. Modern problems of science and education. 2015;(1-2):253. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23662482 (accessed 11.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
10. Kolmakova E.A., Tsvetukhina E.A. About Two Fundamental Approaches to Understanding the Nature of the Information and the Importance of Scientists Determine Their Own Position. International Research Journal. 2016;(7-1):119-121. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.49.099
11. Senatorov Yu.M. Approaches to understanding the essence of information. Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being. 2018;7(1A):5-20.Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35291996 (accessed 11.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
12. Gugina E.V., Kuzenkov O.A. Educational Standards of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 2014;(3-4):39-44. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22862964 (accessed 11.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
13. Hartley R.V.L. Transmission of Information. Bell System Technical Journal. 1928;7(3):535-563. doi: https://doi.org/10.1002/j.1538-7305.1928.tb01236.x
14. Shannon C.E.A Mathematical Theory of Communication. Bell System Technical Journal. 1948;27(3):379-423. doi: https://doi.org/10.1002/j.1538-7305.1948.tb01338.x
15. Brillouin L. Scientific Uncertainty and Information. New York: Academic Press; 1964. 164 p. doi: https://doi.org/10.1016/C2013-0-12512-3
16. Khinchin A.Ya. The concept of entropy in the theory of probability. Uspekhi Matematicheskikh Nauk. 1953;8(3):3-20. Available at: https://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=rm&paperid=8203 (accessed 11.12.2022). (In Russ.)
17. Lehmann E.L., Casella G. Theory of Point Estimation. Springer Texts in Statistics. New York, NY: Springer; 1998. 590 p. doi: https://doi.org/10.1007/b98854
18. Kolmogorov A.N. Three approaches to the definition of the concept "quantity of information". Problemy Peredachi Informatsii = Problems of Information Thransmission. 1965;1(1):3-11. Available at: https://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=ppi&paperid=68 (accessed 11.12.2022). (In Russ.)
19. Neumann von J. Mathematische Grundlagen der Quantenmechanik. Springer-Verlag Berlin Heidelberg; 1996. 262 p. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-642-61409-5
20. Kolmogorov A.N. Combinatorial foundations of information theory and the calculus of probabilities. Russian Mathematical Surveys. 1983;38(4):29. doi: https://doi.org/10.1070/RM1983v038n04ABEH004203
21. Kuzenkov O., Morozov A. Towards the Construction of a Mathematically Rigorous Framework for the Modelling of Evolutionary Fitness. Bulletin of Mathematical Biology. 2019;81(11):4675-4700. doi: https://doi.org/10.1007/s11538-019-00602-3
22. Kuzenkov O.A. Investigation of a dynamical system of Radon probability measures. Differential Equations. 1995;31(4):591-596. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48239940 (accessed 11.12.2022). (In Russ.)
23. Kuzenkov O.A., Novozhenin A.V. Optimal control of measure dynamics. Communications in Nonlinear Science and Numerical Simulation. 2015;21(1-3):159-171. doi: https://doi.org/10.1016/j.cnsns.2014.08.024
24. Morozov A.Yu., Kuzenkov O.A. Towards developing a general framework for modeling vertical migration in zooplankton. Journal of Theoretical Biology. 2016;405:17-28. doi: https://doi.org/10.1016/j.jtbi.2016.01.011
25. Sandhu S.K., Morozov A., Kuzenkov O. Revealing Evolutionarily Optimal Strategies in Self-Reproducing Systems via a New Computational Approach. Bulletin of Mathematical Biology. 2019;81(11):4701-4725. doi: https://doi.org/10.1007/s11538-019-00663-4
26. Kuzenkov O.A., Ryabova E.A. Limit possibilities of solution of a hereditary control system. Differential Equations. 2015;51(4):523-532.doi: https://doi.org/10.1134/S0012266115040096
27. Casagrande D.G. Information as Verb: Re-conceptualizing Information for Cognitive and Ecological Models. Journal of Ecological Anthropology. 1999;3(1):4-13. doi: http://dx.doi.org/10.5038/2162-4593.3.1.1
28. Kuzenkov O.A., Zakharova I.V. Mathematical Programs Modernization Based on Russian and International Standards. Modern Information Technologies and IT-Education. 2018;14(1):233-244. doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201801.233-244
29. Kuzenkov O., Kuzenkova G., Kiseleva T. The use of electronic teaching tools in the modernization of the course "Mathematical modeling of selection processes". Educational Technologies and Society. 2018;21(1):435-448. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32253185 (accessed 11.12.2022). (In Russ.)
30. Kuzenkov O., Kuzenkova G., Kiseleva T. Computer support of training and research projects in the field of mathematical modeling of selection processes. Educational Technologies and Society.2019;22(1):152-163. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37037790(accessed 11.12.2022). (In Russ.)
Опубликована
2023-03-30
Как цитировать
KUZENKOV, Oleg Anatolyevich. Изучение концепции информации студентами ИТ-направлений. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 1, p. 13-23, mar. 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/937>. Дата доступа: 19 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.019.202301.013-023.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение