Изучение концепции информации студентами ИТ-направлений

  • Oleg Anatolyevich Kuzenkov Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского http://orcid.org/0000-0001-9407-0517

Аннотация

Несмотря на отсутствие в настоящее время научного консенсуса относительно содержания термина "информация", при обучении студентов ИТ-направлений существует потребность в формировании рабочего, достаточно строгого понимания этого термина, имеющего практическое значение в области информационных технологий. Для совершенствования подготовки студентов ИТ-направлений, достижения большей логичности и последовательности обучения целесообразно включать вопросы, касающиеся определения информации, в программы учебных дисциплин при их модернизации.
Целью настоящего исследования является формирование рабочего определения понятия "информация", приемлемого и полезного для студентов, обучающихся по ИТ-направлениям, а также методики освоения концепции информации в процессе их подготовки. Основной метод исследования состоит в логическом анализе сложившихся представлений об информации, значимых для сферы информационных технологий. Материалами исследования являются существующие концепции информации. В ходе проведенного анализа рассмотрена связь понятия информации с сокращением числа альтернатив, с изменением неоднородности распределения, учтена возможность отображения как важнейшее свойство информации.
Сформулированное в результате проведенного исследования рабочее определение информации достаточно широко, охватывает практически значимые для информационных технологий случаи и допускает возможность использования в широком круге дисциплин профессионального цикла при подготовке студентов ИТ-направлений.  Предлагаемое определение является достаточно простым и понятным и в то же время строго математическим. Оно вполне доступно студентам ИТ-направлений на самых первых курсах обучения. Такое объяснение информации представляется удобным и полезным для обучения. Такой подход к определению информации вполне конструктивен. Использование выработанного в результате исследования подхода к понятию информации может быть эффективным методическим приемом в образовательном процессе. В то же время это определение не претендует на абсолютную универсальность; оно не рассматривает гуманитарные, социальные, юридические и философские аспекты информации, составляющие предмет дисциплин социально-гуманитарного цикла. Показано, как разработанный подход может использоваться при модернизации программ учебных дисциплин подготовки студентов ИТ-направлений.

Сведения об авторе

Oleg Anatolyevich Kuzenkov, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

доцент кафедры дифференциальных уравнений, математического и численного анализа Института информационных технологий, математики и механики, кандидат физико-математических наук, доцент

Опубликована
2023-03-30
Как цитировать
KUZENKOV, Oleg Anatolyevich. Изучение концепции информации студентами ИТ-направлений. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 1, mar. 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/937>. Дата доступа: 01 dec. 2023
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение