Интегративный потенциал цифровых технологий в системе математической подготовки будущих экономистов
Аннотация
В рамках данной статьи раскрыта сущность интегративного потенциала цифровых технологий и предоставлены содержательно-методические особенности его реализации в системе математической подготовки будущих экономистов. Обоснована необходимость совершенствования методических систем преподавания математических дисциплин в высшей экономической школе в условиях цифровизации экономики и экономических исследований, усложнения социально-экономических отношении и актуализации рисков различной природы. Рассмотрение системы математической подготовки будущих экономистов как объекта педагогического проектирования позволило акцентировать внимание на особенности развития психических функций и определить границы эффективности применяемых в рамках математических дисциплин вербальных, наглядных, экстралингвистических и других средств и в случае необходимости корректировать проект. Отмечается, что цифровые технологии является не только основой междисциплинарного образовательного пространства, но и органически связаны с направлениями его развития. С целью управления развитием междисциплинарного образовательного пространства по направлению "Количественные методы и математическое моделирование" в статье выделены следующие параметры: "Математическая компетентность будущего бакалавра экономики", "Интеллектуальная инициативность студентов экономического бакалавриата", "Творческая активность студентов экономического бакалавриата", "Интеллектуальная саморегуляция студентов экономического бакалавриата". Особое внимание уделяется результатам внедрения инструментального средства WolframAlpha на основе предложенного методического подхода, к которым относится технологическая и цифровая поддержка учебно-познавательной деятельности студентов экономического бакалавриата с задачами на приложения дифференциального и интегрального исчислений, с задачами на использование различных функций распределения непрерывной случайной величины, в том числе с задачами на определение попадания значения случайной величины в заданный интервал, с задачами линейного программирования, с задачами на построение и исследование различных эконометрических моделей.
Литература
[2] Likhachev G.G., Sukhorukova I.V. Komp'juternoe modelirovanie i matematicheskoe obespechenie jekonomiko-social'nyh zadach [Computer modeling and mathematical support of economic and social problems]. Economic Analysis: Theory and Practice. 2003; (5):60-62. Available at:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9448297 (accessed 10.09.2020). (In Russ.)
[3] Tikhomirov N.P., Tikhomirova T.M., Sukiasyan A.G. Risks theory advanced. PRUE Publ., Moscow; 2019. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38226794 (accessed 10.09.2020). (In Eng.)
[4] Vlasov D.A. Wolfram-technologies in training of the games theory and game-theoretic simulation of social and economic situations. System technologies. 2018; 3(28):13-18. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36449118 (accessed 10.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[5] Karabutov N.N., Feklin V.G. Adaptive Identification of Systems with Distributed Lags. Journal of Mathematical Sciences. 2016; 216(5):649-666. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s10958-016-2925-8
[6] Tikhomirova T.M., Sukiasyan A.G. Еconometrics Advanced: Discrete Choice Models. PRUE Publ., Moscow; 2018. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36259982 (accessed 10.09.2020). (In Eng.)
[7] Karasev P.A., Chaikovskaya L.A. Improvement of higher education programs in the context of modern market requirements of educational services and professional communities. Economics and management: problems, solutions. 2017; 3(2):3-9. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29007155 (accessed 10.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[8] Vlasov D.A. The application of mathematical methods for measuring inequality in the distribution of income of the population. System technologies. 2018; 1(26):26-28. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35007068 (accessed 10.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[9] Vlasov D., Sinchukov A. Trends in the development of economic education in the conditions of new industrialization. In: Proceedings of the 2nd International Scientific conference on New Industrialization: Global, national, regional dimension (SICNI 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019; 240:315-320. Atlantis Press. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2991/sicni-18.2019.64
[10] Bahtina O.I., Monakhov V.M. The Theoretical Basis of the Functioning of the Methodical System of Electronic Education. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie = The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education. 2018; (4):43-57. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36604537 (accessed 10.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[11] Monakhov V.M. Making Didactics Fundamental According to the Demands Made by Digital Society. Pedagogika. 2018; (7):34-42. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35303022 (accessed 10.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[12] Smirnov E.I., Trofimets E.N. Projection of informational-analytical technologies at training experts of an economic profile. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2010; 2(2):137. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16899576 (accessed 10.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[13] Kalinina E.S. Goal setting in practice-oriented teaching of mathematical and natural science disciplines in higher education institutions of EMERCOM of Russia. Modern education: content, technology, quality. 2019; 1:426-428. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38940111 (accessed 10.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[14] Kalinina E.S. Integrative approach in teaching to mathematical and natural science disciplines in higher educational establishments of EMERCOM of Russia. Modern education: content, technology, quality. 2018; 1:86-89. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34995722 (accessed 10.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[15] Osmolovskaya I.M., Krasnova L.A. The Learning Process from the Perspective of Interdisciplinary Research. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2018; 20(8):9-27. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-9-27
[16] Mukhanov S.A., Mukhanova A.A. Wolfram | Alpha Service in Economic Statistical Calculations. System technologies. 2019; 1(30):152-157. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40460342 (accessed 10.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[17] Mukhanov S.A., Bogdanov M.R., Mukhanova A.A. Designing an Electronic Training Course on Differential Equations and Its Application in the Framework of the Blended Learning Concept. In: Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference “Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth” (MTDE 2020). Advances in Economics, Business and Management Research. 2020; 138:802-806. Atlantis Press. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200502.130
[18] Mukhanov S.A., Arkhangelsky A.I., Mukhanova A.A. Differentiated and individualised teaching mathematics to students of technical universities. In: Proceedings of the 1st International Scientific Conference "Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth" (MTDE 2019). Advances in Economics, Business and Management Research. 2019; 81:601-603. Atlantis Press. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2991/mtde-19.2019.120
[19] Andryukhina L.M., Sadovnikova N.O., Utkina S.N., Mirzaahmedov A.M. Digitalisation of Professional Education: Prospects and Invisible Barriers. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2020; 22(3):116-147. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147
[20] Ahmetović E., Bećirović S., Dubravac V. Motivation, Anxiety and Students’ Performance. European Journal of Contemporary Education. 2020; 9(2):271-289. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2020.2.271
[21] Goodyear P. Design and co‐configuration for hybrid learning: Theorising the practices of learning space design. British Journal of Educational Technology. 2020; 51(4):1045-1060. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12925
[22] Apaydin M., Hossary M. Achieving metacognition through cognitive strategy instruction. International Journal of Educational Management. 2017; 31(6):696-717. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1108/IJEM-05-2016-0130
[23] Hedges L.V. Effect Sizes in Cluster-Randomized Designs. Journal of Educational and Behavioral Statistics. 2007; 32(4):341-370. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.3102/1076998606298043
[24] Okunkova E., Kuznetsova E., Karasev P. Essential problems identification of staffing needs of innovative economy. In: Proceedings of the 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018. International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts-SGEM. 2018; 18:353-360. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/1.5/S05.044
[25] Fomin G.P., Karasev P.A. Matematika v jekonomike: 813 zadach s kommentarijami i otvetami [Mathematics in economics: 813 problems with comments and answers]. KnoRus Publ., Moscow; 2019. (In Russ.)
[26] Sukhorukova I.V., Chistyakova N.A. Economic Regulation and Mathematical Modeling of Insurance Product Cost Method. Regional Science Inquiry. 2018; 10(2):195-203. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41633659 (accessed 10.09.2020). (In Eng.)
[27] Sukhorukova I.V., Chistyakova N.A. Methodical aspects of actuarial mathematics teaching. Astra Salvensis. 2018; 6:847-857. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35755089 (accessed 10.09.2020). (In Eng.)
[28] Sternberg R.J. What Is Cognitive Education? Journal of Cognitive Education and Psychology. 2013; 12(1):45-58. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1891/1945-8959.12.1.45
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.