Инструментальное средство TopRank в практике профессиональной подготовки магистра в области экономики и финансов

  • Dmitry Anatolevich Vlasov Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации http://orcid.org/0000-0001-9763-9078
  • Alexander Valerievich Sinchukov Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0002-6516-196X

Аннотация

В рамках данной статьи уточняются дидактические и исследовательские возможности нового цифрового инструментального средства TopRank в практике профессиональной подготовки магистров в области экономики и финансов. Представлены особенности организации учебно-познавательной деятельности студентов в рамках дисциплин «Теория риска (продвинутый уровень)», «Инструментальные методы в экономике», «Математика финансовых инструментов», учёт которых позволяет акцентировать внимание на развитии компетенций, связанных с принятием решений в условиях неопределенности и риска. Особое внимание уделяется инструментам TopRank («Анализ чувствительности», «Выполнить если, что», «Сканирование»), использование которых позволяет существенно расширить перечень прикладных задач финансово-экономического содержания, приблизить учебно-познавательную деятельность студентов магистратуры к реальным условиям профессиональной деятельности. Приведен вариант решения педагогической задачи разработки системы задач и упражнений математических дисциплин для высшей экономической школы, в рамках преподавания которых методически целесообразно использование нового инструментального средства TopRank. К задачам нового типа, внедренных в практику профессиональной подготовки магистров в области экономики и финансов, отнесены задачи на инвестиционное планирование с учётом динамики предпочтений инвестора, задачи на конструирование и управление портфелем финансовых инструментов по реальным финансовым данным, задачи выделения значимых факторов, приводящих к волатильности или нежелательным финансовым результатам, задачи на оценку затрат в различных областях хозяйственно-экономической деятельности, задачи выявления значимых факторов, приводящих к нерациональному использованию сырья и росту затрат на рабочую силу, задачи на оценку количественных характеристик проекта на протяжении всего его жизненного цикла, задачи на построение иерархий факторов, приводящих к отклонениям эталонов для управления качеством производимой продукции и задачи формирования оптимальных резервов капитала с учётом наиболее вероятных и значимых рисков. Материал статьи может быть полезен для цифровизации методических систем преподавания профессионально значимых учебных дисциплин в высшей школе, а также совершенствования системы дополнительного профессионального образования в области экономики и финансов.


 


Сведения об авторах

Dmitry Anatolevich Vlasov, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

доцент кафедры математических методов в экономике; доцент Департамента математики, кандидат педагогических наук, доцент

Alexander Valerievich Sinchukov, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет

доцент Департамента математики; доцент кафедры 916, кандидат педагогических наук

Литература

1. Bahtina O.I., Monakhov V.M. The Theoretical Basis of the Functioning of the Methodical System of Electronic Education. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Serija 20. Pedagogicheskoe Obrazovanie. 2018;(4):43-57. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-4-43-57
2. Karasev P.A., Chaikovskaya L.A. Improvement of higher education programs in the context of modern market requirements of educational services and professional communities. Economics and Management: Problems, Solutions. 2017;3(2):3-9. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: YKTVYB
3. Calderon-Monge E., Ribeiro-Soriano D. The role of digitalization in business and management: a systematic literature review. Review of Managerial Science. 2023. 43 p. https://doi.org/10.1007/s11846-023-00647-8
4. Feklin V.G. Ispol'zovanie LMS Moodle dlja sozdanija jelektronnogo matematicheskogo kursa [Using LMS Moodle to create an electronic mathematical course]. Sovremennaja matematika i koncepcii innovacionnogo matematicheskogo obrazovanija. 2014;1(1):233-240. (In Russ.)
5. Grinshkun V.V., Zaslavsky A.A. Hierarchical Structure of Algorithms for Building Individual Educational Pathways. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series "Pedagogy and Psychology". 2021;(4):15-20. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.25688/2072-9014.2021.58.4.02
6. Vlasov D.A. Instrumental means of NeuralTools in the system of applied mathematical training of future economist. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020;(4):63-71. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-4-115-63-71
7. Vlasov D.A. PrecisionTree tool in future economist's applied mathematical training system. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2021;(5):78-87. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-5-122-78-87
8. Berx N. et al. Identification and classification of risk factors for human-robot collaboration from a system-wide perspective. Computers & Industrial Engineering. 2022;163:107827. https://doi.org/10.1016/j.cie.2021.107827
9. Aven T. Risk assessment and risk management: Review of recent advances on their foundation. European Journal of Operational Research. 2016;253(1):1-13. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2015.12.023
10. Tikhomirov N.P. Nauchnaja shkola "Povyshenie kachestva razrabotki i ispol'zovanija matematicheskogo instrumentarija v reshenii problem analiza prognozirovanija i upravlenija social'no-jekonomicheskimi processami" Scientific school "Improving the quality of development and use of mathematical tools in solving problems of forecasting analysis and management of socio-economic processes". Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2007;(1):47-53. (In Russ.) EDN: HZNQAD
11. Monakhov V.M., Tikhomirov S.A. Evolution of the methodical system of e-learning. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018;(6):76-88. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10230
12. Osmolovskaya I.M., Krasnova L.A. The Learning Process from the Perspective of Interdisciplinary Research. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2018;20(8):9-27. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-9-27
13. Sukhorukova I.V., Bobrik G.I. The improvement of teaching methodology of educational program for training investors. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya = Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2020;(2):27-33. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-2-27-33
14. Sukhorukova I.V., Chistyakova N.A. Formation of additional chapters on the discipline of TV&MS to improve the competitiveness of graduates. Actual problems of teaching mathematics in a technical university. 2020;(8):243-248. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.25206/2307-5430-2020-8-243-248
15. Mukhanov S.A., Arkhangelsky A.I., Mukhanova A.A. Differentiated and individualised teaching mathematics to students of technical universities. In: Proceedings of the 1st International Scientific Conference "Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth" (MTDE 2019). Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 81. Atlantis Press; 2019. p. 601-603. https://doi.org/10.2991/mtde-19.2019.120
16. Andryukhina L.M., Sadovnikova N.O., Utkina S.N., Mirzaahmedov A.M. Digitalisation of Professional Education: Prospects and Invisible Barriers. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2020;22(3):116-147. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147
17. Serditova N.E., Belotserkovsky A.V. Education, Quality and the Digital Transformation. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020;29(4):9-15. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-9-15
18. Ahmetović E., Bećirović S., Dubravac V. Motivation, Anxiety and Students Performance. European Journal of Contemporary Education. 2020;9(2):271-289. https://doi.org/10.13187/ejced.2020.2.271
19. Sukhorukova I.V., Chistyakova N.A. Methodical aspects of actuarial mathematics teaching. Astra Salvensis. 2018;6:847-857. EDN: YBYNDV
20. Goodyear P. Design and co‐configuration for hybrid learning: Theorising the practices of learning space design. British Journal of Educational Technology. 2020;51(4):1045-1060. https://doi.org/10.1111/bjet.12925
21. Agieva M.T., Korolev A.V., Ougolnitsky G.A. Game Theoretic Models of Sustainable Management in Marketing Networks. Contributions to Game Theory and Management. 2020;13:24-56. https://doi.org/10.21638/11701/spbu31.2020.03
22. Kreps D.M. Game Theory and Economic Modelling. OUP Catalogue, Oxford University Press; 1990. 208 p. https://doi.org/10.1093/0198283814.001.0001
23. Maiorova K.S. Transformation of industrial business platforms in the context of digitalization. International Research Journal. 2021;(12-4):87-92. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.133
24. Castrillon-Orrego S., Almonacid P. Promoting Business Sustainability through Experiential Learning: Connecting Multiple Dimensions. In: Park S.H., Gonzalez-Perez M.A., Floriani D.E. (eds.) The Palgrave Handbook of Corporate Sustainability in the Digital Era. Palgrave Macmillan, Cham; 2021. p. 837-855. https://doi.org/10.1007/978-3-030-42412-1_41
25. Karasev P.A., Chaikovskaya L.A. Improvement of higher education programs in the context of modern market requirements of educational services and professional communities. Economics and management: problems, solutions. 2017;3(2):3-9. (In Russ., abstract in Eng.)
Опубликована
2023-03-30
Как цитировать
VLASOV, Dmitry Anatolevich; SINCHUKOV, Alexander Valerievich. Инструментальное средство TopRank в практике профессиональной подготовки магистра в области экономики и финансов. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 1, p. 226-235, mar. 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/949>. Дата доступа: 27 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.019.202301.226-235.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)