Инструментальное средство TopRank в практике профессиональной подготовки магистра в области экономики и финансов
Аннотация
В рамках данной статьи уточняются дидактические и исследовательские возможности нового цифрового инструментального средства TopRank в практике профессиональной подготовки магистров в области экономики и финансов. Представлены особенности организации учебно-познавательной деятельности студентов в рамках дисциплин «Теория риска (продвинутый уровень)», «Инструментальные методы в экономике», «Математика финансовых инструментов», учёт которых позволяет акцентировать внимание на развитии компетенций, связанных с принятием решений в условиях неопределенности и риска. Особое внимание уделяется инструментам TopRank («Анализ чувствительности», «Выполнить если, что», «Сканирование»), использование которых позволяет существенно расширить перечень прикладных задач финансово-экономического содержания, приблизить учебно-познавательную деятельность студентов магистратуры к реальным условиям профессиональной деятельности. Приведен вариант решения педагогической задачи разработки системы задач и упражнений математических дисциплин для высшей экономической школы, в рамках преподавания которых методически целесообразно использование нового инструментального средства TopRank. К задачам нового типа, внедренных в практику профессиональной подготовки магистров в области экономики и финансов, отнесены задачи на инвестиционное планирование с учётом динамики предпочтений инвестора, задачи на конструирование и управление портфелем финансовых инструментов по реальным финансовым данным, задачи выделения значимых факторов, приводящих к волатильности или нежелательным финансовым результатам, задачи на оценку затрат в различных областях хозяйственно-экономической деятельности, задачи выявления значимых факторов, приводящих к нерациональному использованию сырья и росту затрат на рабочую силу, задачи на оценку количественных характеристик проекта на протяжении всего его жизненного цикла, задачи на построение иерархий факторов, приводящих к отклонениям эталонов для управления качеством производимой продукции и задачи формирования оптимальных резервов капитала с учётом наиболее вероятных и значимых рисков. Материал статьи может быть полезен для цифровизации методических систем преподавания профессионально значимых учебных дисциплин в высшей школе, а также совершенствования системы дополнительного профессионального образования в области экономики и финансов.
Литература
2. Karasev P.A., Chaikovskaya L.A. Improvement of higher education programs in the context of modern market requirements of educational services and professional communities. Economics and Management: Problems, Solutions. 2017;3(2):3-9. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: YKTVYB
3. Calderon-Monge E., Ribeiro-Soriano D. The role of digitalization in business and management: a systematic literature review. Review of Managerial Science. 2023. 43 p. https://doi.org/10.1007/s11846-023-00647-8
4. Feklin V.G. Ispol'zovanie LMS Moodle dlja sozdanija jelektronnogo matematicheskogo kursa [Using LMS Moodle to create an electronic mathematical course]. Sovremennaja matematika i koncepcii innovacionnogo matematicheskogo obrazovanija. 2014;1(1):233-240. (In Russ.)
5. Grinshkun V.V., Zaslavsky A.A. Hierarchical Structure of Algorithms for Building Individual Educational Pathways. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series "Pedagogy and Psychology". 2021;(4):15-20. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.25688/2072-9014.2021.58.4.02
6. Vlasov D.A. Instrumental means of NeuralTools in the system of applied mathematical training of future economist. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020;(4):63-71. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-4-115-63-71
7. Vlasov D.A. PrecisionTree tool in future economist's applied mathematical training system. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2021;(5):78-87. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-5-122-78-87
8. Berx N. et al. Identification and classification of risk factors for human-robot collaboration from a system-wide perspective. Computers & Industrial Engineering. 2022;163:107827. https://doi.org/10.1016/j.cie.2021.107827
9. Aven T. Risk assessment and risk management: Review of recent advances on their foundation. European Journal of Operational Research. 2016;253(1):1-13. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2015.12.023
10. Tikhomirov N.P. Nauchnaja shkola "Povyshenie kachestva razrabotki i ispol'zovanija matematicheskogo instrumentarija v reshenii problem analiza prognozirovanija i upravlenija social'no-jekonomicheskimi processami" Scientific school "Improving the quality of development and use of mathematical tools in solving problems of forecasting analysis and management of socio-economic processes". Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2007;(1):47-53. (In Russ.) EDN: HZNQAD
11. Monakhov V.M., Tikhomirov S.A. Evolution of the methodical system of e-learning. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018;(6):76-88. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10230
12. Osmolovskaya I.M., Krasnova L.A. The Learning Process from the Perspective of Interdisciplinary Research. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2018;20(8):9-27. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-9-27
13. Sukhorukova I.V., Bobrik G.I. The improvement of teaching methodology of educational program for training investors. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya = Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2020;(2):27-33. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-2-27-33
14. Sukhorukova I.V., Chistyakova N.A. Formation of additional chapters on the discipline of TV&MS to improve the competitiveness of graduates. Actual problems of teaching mathematics in a technical university. 2020;(8):243-248. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.25206/2307-5430-2020-8-243-248
15. Mukhanov S.A., Arkhangelsky A.I., Mukhanova A.A. Differentiated and individualised teaching mathematics to students of technical universities. In: Proceedings of the 1st International Scientific Conference "Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth" (MTDE 2019). Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 81. Atlantis Press; 2019. p. 601-603. https://doi.org/10.2991/mtde-19.2019.120
16. Andryukhina L.M., Sadovnikova N.O., Utkina S.N., Mirzaahmedov A.M. Digitalisation of Professional Education: Prospects and Invisible Barriers. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2020;22(3):116-147. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147
17. Serditova N.E., Belotserkovsky A.V. Education, Quality and the Digital Transformation. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020;29(4):9-15. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-9-15
18. Ahmetović E., Bećirović S., Dubravac V. Motivation, Anxiety and Students Performance. European Journal of Contemporary Education. 2020;9(2):271-289. https://doi.org/10.13187/ejced.2020.2.271
19. Sukhorukova I.V., Chistyakova N.A. Methodical aspects of actuarial mathematics teaching. Astra Salvensis. 2018;6:847-857. EDN: YBYNDV
20. Goodyear P. Design and co‐configuration for hybrid learning: Theorising the practices of learning space design. British Journal of Educational Technology. 2020;51(4):1045-1060. https://doi.org/10.1111/bjet.12925
21. Agieva M.T., Korolev A.V., Ougolnitsky G.A. Game Theoretic Models of Sustainable Management in Marketing Networks. Contributions to Game Theory and Management. 2020;13:24-56. https://doi.org/10.21638/11701/spbu31.2020.03
22. Kreps D.M. Game Theory and Economic Modelling. OUP Catalogue, Oxford University Press; 1990. 208 p. https://doi.org/10.1093/0198283814.001.0001
23. Maiorova K.S. Transformation of industrial business platforms in the context of digitalization. International Research Journal. 2021;(12-4):87-92. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.133
24. Castrillon-Orrego S., Almonacid P. Promoting Business Sustainability through Experiential Learning: Connecting Multiple Dimensions. In: Park S.H., Gonzalez-Perez M.A., Floriani D.E. (eds.) The Palgrave Handbook of Corporate Sustainability in the Digital Era. Palgrave Macmillan, Cham; 2021. p. 837-855. https://doi.org/10.1007/978-3-030-42412-1_41
25. Karasev P.A., Chaikovskaya L.A. Improvement of higher education programs in the context of modern market requirements of educational services and professional communities. Economics and management: problems, solutions. 2017;3(2):3-9. (In Russ., abstract in Eng.)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.