Анализ рисков в области интеграции цифровых и педагогических технологий как педагогическая проблема
Аннотация
В центре внимания статьи – анализ рисков в области интеграции цифровых и педагогических технологий как педагогическая проблема, связанная с повышением качества образования в высшей школе. Указывается на необходимость проведения междисциплинарного исследования феномена интеграции цифровых и педагогических технологий в высшей школе. В исследовании предложен механизм анализа данных специфических рисков, заключающийся в идентификации и последующем количественном анализе имеющихся в учебном процессе ситуаций неопределенности и риска. Проведение анализа рисков в области интеграции цифровых и педагогических технологий способствует развитию возможностей прогнозирования образовательных результатов, позволяет проектировать педагогические объекты, обладающие наперед заданными свойствами. Решение указанной педагогической проблемы лежит в плоскости моделирования рисковых ситуаций с привлечением достижений в области кибернетики и риск-анализа. В статье отмечается, что риски в области интеграции цифровых и педагогических технологий являются объективными явлениями, природа которых обусловлена неоднозначностью педагогических, дидактических и методических решений, а также их будущих последствий в сфере воспитания и образования выпускников. Предложенное в статье ранжирование рисков в области интеграции цифровых и педагогических технологий по степени значимости позволит оптимально использовать ресурсы на преодоление рисков. Описанный междисциплинарный подход позволяет идентифицировать и управлять рисками в области интеграции цифровых и педагогических технологий. Отмечается, что данные риски связанны с нежелательными последствиями внедрения новых цифровых технологий и неполным соответствием получаемых образовательных результатов желаемым. Данная статья представляет интерес для преподавателей высшей школы, разработчиков цифрового контента, методистов и преподавателей-проектировщиков, а также широкому кругу лиц, интересующихся проблемами в области технологизации и цифровизации педагогических объектов.
Литература
2. Neborsky E.V., Boguslavsky M.V., Ladyzhets N.S., Naumova T.A. Innovacii kak realija pedagogicheskoj dejatel'nosti v uslovijah neopredelennosti [Innovations as a reality of pedagogical activity in conditions of uncertainty]. Strategy and Tactics of Training a Modern Teacher in a Dialogue Space of Education. BSU Publ., Polygram-Plus, Bryansk; 2020. p. 28-32. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=43109562 (accessed 19.04.2021). (In Russ.)
3. Karasev P.A., Chaikovskaya L.A. Improvement of higher education programs in the context of modern market requirements of educational services and professional communities. Economics and Management: Problems, Solutions. 2017; 3(2):3-9. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29007155 (accessed 19.04.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
4. Tikhomirov N.P., Tikhomirova T.M. Teorija riska [Risk Theory]. Yunity-Dana, Moscow; 2020. 308 p. (In Russ.)
5. Fomin G.P., Chaikovskaya L.A., Maksimov D.A. Riski v jekonomike: zadachi i primery reshenija [Risks in the economy: tasks and examples of solutions]. Kno-Rus, Moscow; 2021. 256 p. (In Russ.)
6. Monakhov V.M., Tikhomirov S.A. Evolution of the Methodical System of E-Learning. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018; (6):76-88. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10230
7. Smirnov E.I. Tehnologija nagljadno-model'nogo obuchenija matematike [Technology of visual-model education in mathematics]. YaSPU, Yaroslavl; 1997. 335 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=47210416 (accessed 19.04.2021). (In Russ.)
8. Bahtina O.I., Monakhov V.M. The Theoretical Basis of the Functioning of the Methodical System of Electronic Education. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Serija 20. Pedagogicheskoe Obrazovanie. 2018; (4):43-57. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-4-43-57
9. Mukhanov S.A., Britvina V.V., Mukhanova A.A. Using Wolfram CDF technology in the study of nonlinear oscillations. System Technologies. 2018; (1):23-26. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35007067 (accessed 19.04.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
10. Mukhanov S.A., Mukhanova A.A. WolframAlpha Service in Economic Statistical Calculations. System Technologies. 2019; (1):152-157. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=40460342 (accessed 19.04.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
11. Tikhomirov N.P., Tikhomirova T.M., Sukiasyan A.G. Risks theory advanced. PRUE Publ., Moscow; 2019. 112 p. (In Eng.)
12. Pysmak V.O. The Strategic Risk Management at Different Stages of Innovation Project. Business Inform. 2017; (3):154-159. Available at: https://www.business-inform.net/export_pdf/business-inform-2017-3_0-pages-154_159.pdf (accessed 19.04.2021). (In Eng.)
13. Orlov A.I., Pugach O.V. Approaches to the General Theory of Risk. Large-Scale Systems Control. 2012; (40):49-82. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20173753 (accessed 19.04.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
14. Kuleshova E.V. Upravlenie riskami proektov [Project Risk Management]. 2nd Ed., El Content, Tomsk; 2015. 188 p. (In Russ.)
15. Shapkin A.S., Shapkin V.A. Teorija riska i modelirovanie riskovyh situacij [Risk Theory and Modeling of Risk Situations]. Dashkov and Co, Moscow; 2019. 880 p. (In Russ.)
16. Likhachev G.G., Sukhorukova I.V. Komp'juternoe modelirovanie i matematicheskoe obespechenie jekonomiko-social'nyh zadach [Computer modeling and mathematical support of economic and social problems]. Economic Analysis: Theory and Practice. 2003; (5):60-62. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9448297 (accessed 19.04.2021). (In Russ.)
17. Vlasov D., Sinchukov A. Trends in the development of economic education in the conditions of new industrialization. Proceedings of the 2nd International Scientific conference on New Industrialization: Global, national, regional dimension (SICNI 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019; 240:315-320. Atlantis Press. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2991/sicni-18.2019.64
18. Monakhov V.M. Making Didactics Fundamental According to the Demands Made by Digital Society. Pedagogika. 2018; (7):34-42. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35303022 (accessed 19.04.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
19. Osmolovskaya I.M., Krasnova L.A. The Learning Process from the Perspective of Interdisciplinary Research. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2018; 20(8):9-27. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-9-27
20. Mukhanov S.A., Bogdanov M.R., Mukhanova A.A. Designing an Electronic Training Course on Differential Equations and Its Application in the Framework of the Blended Learning Concept. Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference “Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth” (MTDE 2020). Advances in Economics, Business and Management Research. 2020; 138:802-806. Atlantis Press. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200502.130
21. Mukhanov S.A., Arkhangelsky A.I., Mukhanova A.A. Differentiated and individualised teaching mathematics to students of technical universities. Proceedings of the 1st International Scientific Conference "Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth" (MTDE 2019). Advances in Economics, Business and Management Research. 2019; 81:601-603. Atlantis Press. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2991/mtde-19.2019.120
22. Andryukhina L.M., Sadovnikova N.O., Utkina S.N., Mirzaahmedov A.M. Digitalisation of Professional Education: Prospects and Invisible Barriers. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2020; 22(3):116-147. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147
23. Ahmetović E., Bećirović S., Dubravac V. Motivation, Anxiety and Students’ Performance. European Journal of Contemporary Education. 2020; 9(2):271-289. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2020.2.271
24. Sukhorukova I.V., Chistyakova N.A. Methodical aspects of actuarial mathematics teaching. Astra Salvensis. 2018; 6:847-857. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35755089 (accessed 19.04.2021). (In Eng.)
25. Goodyear P. Design and co‐configuration for hybrid learning: Theorising the practices of learning space design. British Journal of Educational Technology. 2020; 51(4):1045-1060. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12925
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.