Выполнение многоэтапного математико-информационного задания

"Лепестки Ло-Фату, диски Зигеля, кольца Эрмана" как средство развития креативности студентов

Аннотация

В статье с помощью математических методов и компьютерных экспериментов исследуются функции, образующие периодические компоненты множества Фату в голоморфной динамике: лепестки Ло-Фату, диски Зигеля и кольца Эрмана. В основе исследования лежит методика применения многоэтапных математико-информационных заданий, применяемая авторами в более ранних публикациях. Мы продолжаем исследовать динамику и рассматриваем здесь структуры, образованные параболическими неподвижными точками. Исследуем функции, имеющие неподвижные нейтральные точки. Разрабатываем алгоритмы и технологии построения множеств Жюлиа, имеющих лепестки Ло-Фату, диски Зигеля и кольца Эрмана, не только на языке программирования, но и в математических пакетах. Кольца Эрмана образуются при визуализации дробно-линейных или гиперболических отображений. Если отслеживать динамику построения такого кольца, мы получаем иррациональный поворот этого кольца. Перечисленные структуры неподвижных точек помогают понять поведение функции вблизи критических точек и предсказать, каким образом будут изменяться значения функции при многократной итерации. Изучение свойств рассмотренных множеств и их визуализация при выполнении многоэтапного математико-информационного задания способствует интеграции математики и программирования, дает возможность развитию гибкости, критичности мышления, интуиции студентов – важнейших креативных качеств.

Сведения об авторах

Valeriy Sergeevich Sekovanov, Костромской государственный университет

професор кафедры прикладной математики и информационных технологий Высшей ИТ-школы, доктор педагогических наук, профессор

Vladimir Anatolyevich Ivkov, Костромской государственный университет

заведующий кафедрой прикладной математики и информационных технологий Высшей ИТ-школы, кандидат экономических наук, доцент

Evgeniy Valentinovich Vinogradov, Костромской государственный университет

доцент кафедры защиты информации Высшей ИТ-школы, кандидат педагогических наук, доцент

Larisa Borisovna Rybina, Костромская государственная сельскохозяйственная академия

доцент кафедры высшей математики, кандидат философских наук, доцент

Roman Alexandrovich Shchepin, Костромской государственный университет

студент

Опубликована
2024-12-15
Как цитировать
SEKOVANOV, Valeriy Sergeevich et al. Выполнение многоэтапного математико-информационного задания. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 20, n. 4, dec. 2024. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/1176>. Дата доступа: 26 mar. 2025
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)