Создание профиля "Кибербезопасность и искусственный интеллект"
для направления подготовки ФИИТ на основе куррикулумного подхода
Аннотация
Статья посвящена разработке профиля "Кибербезопасность и искусственный интеллект" для направления подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (ФИИТ). Описаны концепция и история создания направления ФИИТ, его назначение как многопрофильного стандарта, предназначенного для подготовки высококвалифицированных ИТ-профессионалов по широкому спектру ИТ-направлений. Показано, что ФИИТ отвечает современным тенденциям развития области ИТ и ИТ-образования, в частности, духу документа Computing Curricula 2020. Также рассмотрены концепция, принципы разработки и архитектура свода знаний куррикулума для направления "Кибербезопасность". Вторая часть статьи посвящена созданию на основе данного куррикулума профиля "Кибербезопасность и искусственный интеллект". Приведено описание общих характеристик профиля, включая: цели, миссию, профессиональные компетенции как ожидаемые результаты обучения. В приложении приведена примерная модель учебного плана для данного профиля.
Литература
2. Sukhomlin V.A. Educational Standards in the Field of Information Technologies. Journal of Applied Informatics. 2012; (1):33-54. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17363662 (accessed 24.07.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
3. Sukhomlin V., Zubareva E. Analytical Review of the Current Curriculum Standards in Information Technologies. In: Ed. by V. Sukhomlin, E. Zubareva. Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2018. Communications in Computer and Information Science. 2020; 1201:3-41. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_1
4. Sukhomlin V., Zubareva E., Namiot D. Multiplatform System of Digital Talents Development "Academy of OIT". In: Ed. by V. Sukhomlin, E. Zubareva. Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2017. Communications in Computer and Information Science. 2021; 1204:3-13. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-78273-3_1
5. Terekhov A.A., Terekhov A.N. Computing Curricula: Software Engineering and Russian Education. Open Systems.DBMS. 2006; (8):61-66. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12887260 (accessed 24.07.2021). (In Russ.)
6. Sukhomlin V.A., Belyakova O.S., Klimina A.S., Polyanskaya M.S., Rusanov A.A. Cybersecurity Digital Skills Model 2020. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2020; 16(3):695-710. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.16.202003.695-710
7. Sukhomlin V.A., Belyakova O.S., Klimina A.S., Polyanskaya M.S., Zubareva E.V., Yakushin A.V. Architecture and Principles of Developing a Curriculum for the Academic Subject "Cybersecurity". Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2020; 16(4):927-939. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.16.202004.927-939
8. Sukhomlin V.A., Zubareva E.V., Namiot D.E., Yakushin A.V. Sistema razvitija cifrovyh navykov VMK MGU & Bazal't SPO. Metodika klassifikacii i opisanija trebovanij k sotrudnikam i soderzhani obrazovatel'nyh programm v sfere informacionnyh tehnologij [System for the Development of Digital Skills MSU Faculty of Computational Mathematics and Cybernetics & BaseALT]. Moscow, MAKS Press, BaseALT; 2021. 184 p. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.29003/m2575.978-5-317-06336-8
9. SukhomlinV.A., Zubareva E.V., Yakushin A.V. Methodological Aspects of the Digital Skills Concept. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2017; 13(2):146-152. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.2.253
10. Sukhomlin V.A., Belyakova O.S., Klimina A.S., Polyanskaya M.S., Rusanov A.A. Model' cifrovyh navykov kiberbezopasnosti [Cybersecurity Digital Skills Model]. The League Internet Media Fund, Moscow; 2021. 294 p. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/e3858-3795-1033-h
11. Clear A., et al. Designing Computer Science Competency Statements: A Process and Curriculum Model for the 21st Century. Proceedings of the Working Group Reports on Innovation and Technology in Computer Science Education (ITiCSE-WGR '20). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2020. p. 211-246. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3437800.3439208
12. Cabaj K., Domingos D., Kotulski Z., Respício A. Cybersecurity education: Evolution of the discipline and analysis of master programs. Computers & Security. 2018; 75:24-35. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.cose.2018.01.015
13. Parrish A., Impagliazzo J., Raj R.K., Santos H., Asghar M.R., Jøsang A., Pereira T., Sá V.J., Stavrou E. Global perspectives on cybersecurity education. Proceedings of the 23rd Annual ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education (ITiCSE 2018). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2018. p. 340-341. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3197091.3205840
14. Hawthorne E.K. Multifarious initiatives in cybersecurity education. ACM Inroads. 2013; 4(3):46-47. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/2505990.2505999
15. Švábenský V., Čeleda P., Vykopal J., Brišáková S. Cybersecurity knowledge and skills taught in capture the flag challenges. Computers & Security. 2021; 102:102154. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.cose.2020.102154
16. John S.N., Noma-Osaghae E., Oajide F., Okokpujie K. Cybersecurity Education: The Skills Gap, Hurdle! In: Ed. by K. Daimi, G. Francia. Innovations in Cybersecurity Education. Springer, Cham; 2020. p. 361-376. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-50244-7_18
17. Hodson C. Cybersecurity Skills. In: Ed. by S. Jajodia, P. Samarati, M. Yung. Encyclopedia of Cryptography, Security and Privacy. Springer, Berlin, Heidelberg; 2020. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-27739-9_1577-1
18. Wang P., Sbeit R. A Comprehensive Mentoring Model for Cybersecurity Education. In: Ed. by S. Latifi. 17th International Conference on Information Technology − New Generations (ITNG 2020). Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020; 1134:17-23. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-43020-7_3
19. Ghernaouti S., Wanner B. Research and Education as Key Success Factors for Developing a Cybersecurity Culture. In: Ed. by M. Bartsch, S. Frey. Cybersecurity Best Practices. Springer Vieweg, Wiesbaden; 2018. p. 539-552. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-21655-9_38
20. Read H., Sutherland I., Xynos K., Drange T., Sundt E. The Impact of Changing Technology on International Cybersecurity Curricula. In: Ed. by T. Tryfonas. Human Aspects of Information Security, Privacy and Trust. HAS 2017. Lecture Notes in Computer Science. 2017; 10292:518-528. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-58460-7_36
21. Blair J.R.S., Chewar C.M., Raj R.K., Sobiesk E. Infusing Principles and Practices for Secure Computing Throughout an Undergraduate Computer Science Curriculum. Proceedings of the 2020 ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education (ITiCSE ‘20). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2020. p. 82-88. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3341525.3387426
22. Janeja V.P., Faridee A.Z.M., Gangopadhyay A., Seaman C., Everhart A. Enhancing interest in cybersecurity careers: a peer mentoring perspective. Proceedings of the 49th ACM Technical Symposium on Computer Science Education (SIGCSE '18). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2018. p. 384-389. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3159450.3159563
23. Dark M., Bishop M., Linger R., Goldrich L. Realism in Teaching Cybersecurity Research: The Agile Research Process. Proceedings of the 9th IFIP World Conference on Information Security Education (WISE). Hamburg, Germany; 2015. p. 3-14. (In Eng.) DOI: https://doi.org/ff10.1007/978-3-319-18500-2_1f
24. Sukhomlin V.A., Lebed S.V., Belyakova O.S. Kurrikulum discipliny Kiberbezopasnost' [Curriculum for the Discipline "Cybersecurity"]. The League Internet Media Fund, Moscow; 2022. 402 p. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/f6676-8117-2920-j
25. Frezza S., Pears A., Daniels M., et al. Modeling global competencies for computing education. Proceedings of the 23rd Annual ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education (ITiCSE 2018). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2018. p. 348-349. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3197091.3205844
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.