Архитектура и принципы разработки куррикулума для дисциплины "Кибербезопасность"

Аннотация

В статье приводится описание основных принципов разработки и архитектуры учебно-методического материала в виде руководства по разработке образовательных программ для подготовки профессиональных кадров высшей квалификации по кибербезопасности (информационной безопасности). Такое руководство в зарубежных источниках называется куррикулумом. Как и в любом куррикулуме основное содержание данного руководства составляет определение свода знаний кибербезопасности (СЗК) в виде многоуровневой иерархической структуры дидактических единиц, определяющих содержание подготовки. Кроме этого, руководство включает определение минимально необходимого объема знаний (ядра СЗК) для образовательных программ по кибербезопасности, описание набора ожидаемых характеристик выпускников и результатов обучения, рекомендации по практико-ориентированной подготовке обучающихся, систему дидактических параметров, определяющих рекомендуемую почасовую нагрузку при изучении отдельных элементов СЗК и уровень передачи знаний в процессе развития требуемых навыков и другие материалы.
Данное руководство разработано на основе модели навыков кибербезопасности (МНК), описанной в предыдущей статье авторов "Модель навыков кибербезопасности - 2020". Оно может служить методической основой при разработке образовательных программ по кибербезопасности всех уровней: бакалавриата, специалитета, магистратуры. Также руководство может использоваться при разработке программ дополнительного образования, индивидуальных учебных программ и программ профессионального самостоятельного обучения, связанных с кибербезопасностью.

Сведения об авторах

Vladimir Alexandrovich Sukhomlin, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

заведующий лабораторией открытых информационных технологий, факультет вычислительной математики и кибернетики, доктор технических наук, профессор, Президент Фонда "Лига интернет-медиа"

Olga Sergeevna Belyakova, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

студент кафедры информационной безопасности, факультет вычислительной математики и кибернетики

Anna Sergeevna Klimina, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

студент кафедры информационной безопасности, факультет вычислительной математики и кибернетики

Marina Sergeevna Polyanskaya, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

магистрант, программист лаборатории открытых информационных технологий, факультет вычислительной математики и кибернетики

Elena Vasilevna Zubareva, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

доцент факультета вычислительной математики и кибернетики, лаборатория открытых информационных технологий, кандидат педагогических наук, доцент

Aleksey Valerievich Yakushin, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

ответственный за дополнительное образование на факультете ВМК, лаборатория открытых информационных технологий, кандидат педагогических наук, доцент

Литература

[1] Sukhomlin V.A., Belyakova O.S., Klimina A.S., Polyanskaya M.S., Rusanov A.A. Cybersecurity Digital Skills Model 2020. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2020; 16(3):695-710. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.16.202003.695-710
[2] Drozhzhinov V.I. SFIA-the System of IT professional Standards for the Digital Economy. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2017; 13(1):132-143. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.1.466
[3] Sukhomlin V.A. et al. Digital Skills Development System. MAKS Press: Basealt Publ., Moscow; 2020. (In Russ.)
[4] Sukhomlin V.A., Zubareva E.V., Yakushin A.V. Methodological Aspects of the Digital Skills Concept. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2017; 13(2):146-152. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.2.253
[5] Fedorova I.A. Comparative analysis of the national frameworks of qualification in the higher education area in Russia and European Union. Omsk Scientific Bulletin. 2010; (2):143-146. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20911520 (accessed 14.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[6] Sukhomlin V., Zubareva E. Analytical Review of the Current Curriculum Standards in Information Technologies. In: Sukhomlin V., Zubareva E. (ed.) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2018. Communications in Computer and Information Science. 2020; 1201:3-41. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_1
[7] Bloom B.S., Krathwohl D.R. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook I: Cognitive Domain. By a Committee of College and University Examiners. New York, NY; Longmans, Green; 1956. (In Eng.)
[8] Joint Task Force on Computing Curricula, Association for Computing Machinery (ACM) and IEEE Computer Society. Computer Science Curricula 2013: Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Computer Science. Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2013. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/2534860
[9] Joint Task Force on Cybersecurity Education. Cybersecurity Curricula 2017: Curriculum Guidelines for Post-Secondary Degree Programs in Cybersecurity. Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2018. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3184594
[10] Cyber2yr2020 Task Group. Cybersecurity Curricular Guidance for Associate-Degree Programs. Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2020. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3381686
[11] Ackerman P.L. Individual differences and skill acquisition. In: Ackerman P.L., Sternberg R.J., Glaser R. (ed.) A series of books in psychology. Learning and individual differences: Advances in theory and research. W H Freeman/Times Books/ Henry Holt & Co; 1989. p. 165-217. (In Eng.)
[12] Conte S.D., Hamblen J.W., Kehl W.B., Navarro S.O., Rheinboldt W.C., Young D.M., Atchinson W.F. An undergraduate program in computer science - preliminary recommendations. Communications of the ACM. 1965; 8(9):543-552. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/365559.366069
[13] Comer D.E., Gries D., Mulder M.C., Tucker A., Turner A.J., Young P.R., Denning P.J. Computing as a discipline. Communications of the ACM. 1989; 32(1):9-23. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/63238.63239
[14] Blair J.R.S., Chewar C.M., Raj R.K., Sobiesk E. Infusing Principles and Practices for Secure Computing Throughout an Undergraduate Computer Science Curriculum. In: Proceedings of the 2020 ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education (ITiCSE '20). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2020. p. 82-88. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3341525.3387426
[15] Leidig P.M., Cassel L. ACM Taskforce Efforts on Computing Competencies for Undergraduate Data Science Curricula. In: Proceedings of the 2020 ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education (ITiCSE '20). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2020. p. 519-520. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3341525.3393962
[16] Parrish A., Impagliazzo J., Raj R.K., Santos H., Asghar M.R., Jøsang A., Pereira T., Sá V.J., Stavrou E. Global perspectives on cybersecurity education. In: Proceedings of the 23rd Annual ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education (ITiCSE 2018). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2018. p. 340-341. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3197091.3205840
[17] Hawthorne E.K. Multifarious initiatives in cybersecurity education. ACM Inroads. 2013; 4(3):46-47. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/2505990.2505999
[18] Cabaj K., Domingos D., Kotulski Z., Respício A. Cybersecurity education: Evolution of the discipline and analysis of master programs. Computers & Security. 2018; 75:24-35. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.cose.2018.01.015
[19] Švábenský V., Čeleda P., Vykopal J., Brišáková S. Cybersecurity knowledge and skills taught in capture the flag challenges. Computers & Security. 2021; 102:102154. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.cose.2020.102154
[20] John S.N., Noma-Osaghae E., Oajide F., Okokpujie K. Cybersecurity Education: The Skills Gap, Hurdle! In: Daimi K., Francia III G. (ed.) Innovations in Cybersecurity Education. Springer, Cham; 2020. p. 361-376. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-50244-7_18
[21] Hodson C. Cybersecurity Skills. In: Jajodia S., Samarati P., Yung M. (ed.) Encyclopedia of Cryptography, Security and Privacy. Springer, Berlin, Heidelberg; 2020. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-27739-9_1577-1
[22] Wang P., Sbeit R. A Comprehensive Mentoring Model for Cybersecurity Education. In: Latifi S. (ed.) 17th International Conference on Information Technology - New Generations (ITNG 2020). Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020; 1134:17-23. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-43020-7_3
[23] Ghernaouti S., Wanner B. Research and Education as Key Success Factors for Developing a Cybersecurity Culture. In: Bartsch M., Frey S. (ed.) Cybersecurity Best Practices. Springer Vieweg, Wiesbaden; 2018. p. 539-552. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-21655-9_38
[24] Read H., Sutherland I., Xynos K., Drange T., Sundt E. The Impact of Changing Technology on International Cybersecurity Curricula. In: Tryfonas T. (ed.) Human Aspects of Information Security, Privacy and Trust. HAS 2017. Lecture Notes in Computer Science. 2017; 10292:518-528. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-58460-7_36
[25] González-Torres A., Hernández-Campos M., González-Gómez J., Byrd V.L., Parsons P. Information Visualization as a Method for Cybersecurity Education. In: Daimi K., Francia III G. (ed.) Innovations in Cybersecurity Education. Springer, Cham; 2020. p. 55-70. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-50244-7_4
Опубликована
2020-12-25
Как цитировать
SUKHOMLIN, Vladimir Alexandrovich et al. Архитектура и принципы разработки куррикулума для дисциплины "Кибербезопасность". Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 16, n. 4, p. 927-939, dec. 2020. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/716>. Дата доступа: 28 mar. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.16.202004.927-939.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>