Система международной стандартизации в области ИТ, ее роль в развитии информационной индустрии и принципы функционирования
Аннотация
Статья посвящена обзору современной системы международной стандартизации в области информационных технологий (ИТ), основополагающей роли стандартов в целенаправленном развитии ИТ. Стандарты важны во всех областях деятельности, но для области ИТ, которую следует рассматривать как сложившуюся научно-прикладную дисциплину, система стандартов играет особую роль - она выполняет функцию научно-методической базы области ИТ, представляя собой мир моделей разного уровня абстракции, включая модели: концептуальные, архитектурные, функциональные, данных, поведенческие, взаимосвязи, процессов управления различными видами деятельности, а также огромный набор стандартизованных методов и средств обработки данных, информации и знаний. И этот мир моделей служит концептуальной, научной и инструментальной основой для дальнейшего развития области ИТ. При этом многие из этих стандартизованных моделей определяют фундаментальные законы информационной материи. В связи с этим представляется чрезвычайно важным изучение в университетских программах принципов построения и функционирования системы международной стандартизации в области ИТ, изучение основополагающих стандартов для важнейших направлений ИТ, а также изучение системных стандартов международной организации стандартизации ISO. В статье рассматривается структура системы международной стандартизации, включающая: официальные международные организации стандартизации (ISO, IEC, IUT), региональные организации стандартизации (например, CEN, CENELEC, ETSI); национальные организации стандартизации (ANSI, AFNOR, BSI, DIN, JISC и др.), промышленные консорциумы и профессиональные организации (ISOC, IAB, IETF, IRTF, IEEE, OMG, ECMA, W3C, Open Group, WFMC, OCF, ONF, Foundation SFIA и др.). Приведено описание процессов стандартизации ряда организаций, даны примеры разработанных ими стандартов.
Литература
2. Biddle B., White A., Woods S. How many standards in a laptop? (And other empirical questions). 2010 ITU-T Kaleidoscope: Beyond the Internet? ‒ Innovations for Future Networks and Services. IEEE Computer Society, Pune, India; 2010. p. 1-7. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.2139/ssrn.1619440
3. Vries H.J. IT Standards Typology. In: Jakobs K. (ed.) Advanced Topics in Information Technology Standards and Standardization Research. Vol. 1. IGI Global; 2006. p. 1-26. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.4018/978-1-59140-938-0.ch001
4. Millerand F., Baker K.S. Who are the users? Who are the developers? Webs of users and developers in the development process of a technical standard. Information Systems Journal. 2010; 20(2):137-161. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1111/j.1365-2575.2009.00338.x
5. Greenstein S., Stango V. The Economics and Strategy of Standards and Standardization. In: Shane S. (ed.) Handbook of Technology and Innovation Management. Chap. 9. John Wiley & Sons; 2008. p. 267-293. Available at: https://maryannfeldman.web.unc.edu/wp-content/uploads/sites/1774/2011/11/Contribution-of-Public-Entities_2008.pdf (accessed 16.03.2022). (In Eng.)
6. Rohn D., et al. Digital platform-based business models – An exploration of critical success factors. Journal of Engineering and Technology Management. 2021; 60:101625. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j.jengtecman.2021.101625
7. Swann G.M.P. International Standards and Trade: A Review of the Empirical Literature. OECD Trade Policy Papers. No. 97. OECD Publishing, Paris; 2010. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1787/5kmdbg9xktwg-en
8. Miranda J., et al. The core components of education 4.0 in higher education: Three case studies in engineering education. Computers & Electrical Engineering. 2021; 93:107278. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j.compeleceng.2021.107278
9. Sukhomlin V.A., Zubareva E.V. The New Stage of International Standardization of IT Education. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2021; 17(3):697-723. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202103.697-723
10. Sukhomlin V.A., Zubareva E.V., Namiot D.E., Yakushin A.V. Sistema razvitija cifrovyh navykov VMK MGU & Bazal't SPO. Metodika klassifikacii i opisanija trebovanij k sotrudnikam i soderzhani obrazovatel'nyh programm v sfere informacionnyh tehnologij [System for the Development of Digital Skills MSU Faculty of Computational Mathematics and Cybernetics & BaseALT]. Moscow, MAKS Press, BaseALT; 2021. 184 p. (In Russ.) doi: https://doi.org/10.29003/m2575.978-5-317-06336-8
11. Sukhomlin V.A. Educational Standards in the Field of Information Technologies. Journal of Applied Informatics. 2012; (1):33-54. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17363662 (accessed 16.03.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
12. Sukhomlin V., Zubareva E. Analytical Review of the Current Curriculum Standards in Information Technologies. In: Sukhomlin V., Zubareva E. (eds.) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2018. Communications in Computer and Information Science. Vol. 1201. Springer, Cham; 2020. p. 3-41. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_1
13. Sukhomlin V., Zubareva E., Namiot D. Multiplatform System of Digital Talents Development "Academy of OIT". In: Sukhomlin V., Zubareva E. (eds.). Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2017. Communications in Computer and Information Science. Vol. 1204. Springer, Cham; 2021. p. 3-13. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-78273-3_1
14. Golovin S.A. Organization of Activities in International and Inter-Governmental Standardization in the Sphere of Information Technologies. Herald of the Bauman Moscow State Technical University. Series Instrument Engineering. 2011; (S):11-17. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17054540 (accessed 16.03.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
15. Pozdneev B.M., Kupriyanenko I.A., Ovchinikov P.E., Tikhomirova V.D., Sharovatov V.I., Sutyagin M.V. Development of National and International Standardization of ICT in the Conditions of Transition to Digital Economy and Digital Education. IT Standard. 2019; (1):36-44. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44075433 (accessed 16.03.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
16. Jakobs K. ICT standardisation ‒ co-ordinating the diversity. 2008 First ITU-T Kaleidoscope Academic Conference ‒ Innovations in NGN: Future Network and Services. IEEE Computer Society, Geneva, Switzerland; 2008. p. 119-126. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1109/KINGN.2008.4542257
17. Egyedi T.M., Sherif M.H. Standards’ dynamics through an innovation lens: Next generation ethernet networks. 2008 First ITU-T Kaleidoscope Academic Conference ‒ Innovations in NGN: Future Network and Services. IEEE Computer Society, Geneva, Switzerland; 2008. p. 127-134. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1109/KINGN.2008.4542258
18. Sulzberger C.L. The legacy of our past: preserving, researching, and promoting history. IEEE Power and Energy Magazine. 2007; 5(4):95-101. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1109/MPAE.2007.376584
19. Kupriyanovsky V.P., Pokusaev O.N., Lazutkina V.S., Namiot D.E., Klimov A.A., Dobrynin A.P. On the issue of ontological availability of digital educational resources and their standardization in EdTech. International Journal of Open Information Technologies. 2019; 7(10):91-97. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41171748 (accessed 16.03.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
20. Frezza S., et al. Modeling global competencies for computing education. Proceedings of the 23rd Annual ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education (ITiCSE 2018). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2018. p. 348-349. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1145/3197091.3205844
21. Jaffe J. Web at 25, W3C at 20: An Opportunity to Reflect and Look to the Future. IEEE Internet Computing. 2014; 18(4):74-78. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1109/MIC.2014.78
22. Walrad C.C. The IEEE Computer Society and ACM's Collaboration on Computing Education. Computer. 2016; 49(3):88-91. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1109/MC.2016.67
23. Clear A., et al. Designing Computer Science Competency Statements: A Process and Curriculum Model for the 21st Century. Proceedings of the Working Group Reports on Innovation and Technology in Computer Science Education (ITiCSE-WGR '20). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2020. p. 211-246. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1145/3437800.3439208
24. Drozhzhinov V.I. SFIA-the System of IT professional Standards for the Digital Economy. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2017; 13(1):132-143. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.1.466
25. Belyakova O.S. Implementation of the Basic Mechanisms of the Digital Skills Development Platform and Their Application in Constructing the Semantics of Typical Cybersecurity Roles Based on the SFIA Standard. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2021; 17(4):932-942. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202104.932-942
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.